Увидеть прекрасное. О балете «Gaia» в театре «Astana Ballet»

29 мая 2018

Сцена из балета «Gaia»

 

Когда звучит музыка ре-минорного фортепианного концерта (соч. 105, №2, 1938) бразильского композитора Хекеля Тавареса (1896–1969), то невольно голову посещают свежие образы, гибкие станы, причудливые плетения из балета «Gaia». Его премьера состоялась 11 февраля 2016 года на сцене ГТОБ «Астана Опера». Для труппы театра «Astana Ballet» его поставил Рикардо Амаранте, бельгийский хореограф родом из Бразилии.

      Не может не привести в особый трепет и вызвать чувство прекрасного то, как балетмейстер чувствует природу музыки — в спектакле она с танцем стала неразделима. Спектакль состоит из трех фрагментов, как и трехчастный концерт Х. Тавареса. Партитура исполнена полетного чувства и светлой грусти, но не без улыбки, проявляющейся и исчезающей во многих местах. В музыке концерта можно услышать стиль Ф. Шопена (1810–1941), интонации В. Калинникова (1866–1901) и даже С. Рахманинова (1873–1943), но в целом это достаточно самостоятельное и монументальное произведение. Пластичность хореографического рисунка переплетается с пластичностью музыки. Концерт Х. Тавареса глубоко чувственен, эмоционален, философичен. За его распевами и переливами стоит поэт, владеющий композиторским арсеналом. В музыке заключена целая жизнь — природы, человека, любви, встреч и расставаний. То, что веками копилось в эпосе бразильского народа — воплощено в партитуре Х. Тавареса.

      Непретенциозен сюжет Р. Амаранте: на сцене мы видим воду, землю, огонь, воздух и… лес — такое пиршество танца, которое олицетворяет жизнь природы, гармонию стихий. Здесь и задорная молодость, и пожилая мудрость; и морской берег, и полет над миром; и несбывшаяся мечта, и тысяча воплотившихся желаний. Удивительно, сколько чувств и образов вызывает двадцатичетырехминутный балет! Но, к счастью, хореографу удалось соединить компоненты всего действия, предложив зрителю свое видение. Коллектив театра «Astana Ballet», возвышенный стремлением к качеству и новаторству, получил визитную карточку. Р. Амаранте поставил головоломную задачу труппе театра, но она была успешно решена и исполнена более чем удачно. Особенно на алматинской премьере в ГАТОБ им. Абая 4 и 5 мая 2016 года.

      Неоклассика в балете Р. Амаранте особая. Чувствуется его стремление к всевозможным перегибам корпуса и поискам рисунка рук. Нельзя утверждать, что хореография изобилует многообразием движений в их симфоническом развитии. Но движений определенно много по количеству — артисты балета постоянно прыгают, взмахивают ногами и руками, струятся, вертятся, переливаются. При этом постановка насыщена классической основой из арабесков, пируэтов, гранд жете, батманов, которой хореограф умело владеет. Р. Амаранте ставит балет во всевозможных ракурсах и рисунках: как правило, они не статичны и квадратны, а все время движутся или выстраиваются многоярусными диагоналями, звучат канонами, отражаются зеркально. Артисты рассредоточиваются в различных точках сцены, уплотняясь и расширяясь по ходу действия. В «Gaia» есть танцы и сольные, и массовые. Подобно баховским фугам, они то, догоняют друг друга, то отстают, совершая узорчатые круги в сценическом пространстве. Несмотря на однообразие движенческого аппарата, балет воспринимается как чувственное дыхание — наполненное, открытое, легкое. Исполнение его всегда должно быть отработано именно в таком ключе, иначе может быть потеряна поэтика музыкального и хореографического начал.

      Дизайнерское решение костюмов нескольких переливающихся оттенков — зелено-желтого, бежевого, оранжево-желтого, кремово-синего — Р. Амаранте создал сам. На заднике мы видим проекции заката, леса, берега, которые не отвлекают от танцевального действия, не затеняют исполнителей. Они создают ощущение-импрессию, дополняя атмосферу, построенную хореографом.

      Финал разряжает все то ненавязчивое накопление энергии, которое нарастало во время действия балета: девушки собираются в центре вселенной-сцены и на них струится сверху водопад — свежий, очищающий, катарсичный.

     Гармоничное слияние музыки, хореографии, костюмов и сценографии явилось тем удачным беспрецедентным синтезом, нечасто случающимся в балетном театре. Публика приняла представление. Надеемся, что в будущем труппа исполнит интересные спектакли, которые станут ассоциироваться с новым балетом Казахстана.

 

Фотографии с сайта www.astanaballet.com

Ссылка для цитирования:

Уразымбетов Д. Д. Увидеть прекрасное. О балете «Gaia» в театре «Astana Ballet» // Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана / URL: https://qazaqballet.kz/main_articles/uvidet-prekrasnoe-o-balete-gaia-v-teatre-astana-ballet/ (Дата обращения: 00.00.0000).

Вернуться назад