Как цитировать эту статью:
Уразымбетов, Дамир. «Новые хореоперформансы театра Samruk». Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана, дата публикации 2 мая 2022, www.qazaqballet.kz/main_articles/novye-horeoperformansy-samruk/. Дата доступа (формат: число месяца год).
Театр современного танца Samruk отличается особым настроением, стилем и качеством. Это, кстати, можно говорить о любом хореографическом театре Казахстана. Эстетика Samruk, по сути, определена вкусом и предпочтениями его бессменного руководителя Гульнары Адамовой. Спектакли на заданную тему неспешно раскрывают путь, настроение, эмоции. Они запоминаются, находясь где-то между реальностью и призрачностью, где реальностью выступает социум, а призрачностью — чуть ли не космические резонансы. Таковы «Жизнь во сне», «Second Hand», «Джаз-кафе», «Аранхуэс», «Скользящие в миражах» и другие спектакли.
Недавно (25 февраля и 24 марта текущего года) на сцене Дворца Республики состоялись показы возобновленного «Жезтырнака» — балета-притчи не только о любви, но и о противостоянии добра и зла, никогда не заканчивающемся и обретающим новые способы борьбы. Об этом возобновлении говорили. Потому состоялось два спектакля, чтобы все желающие могли посмотреть. Рассказчик в записанной заранее озвучке повествовал о предстоящих на сцене событиях. Сценография Амантура Бейсенбинова за счет разной подачи светового оформления считывалась по-разному и помогла переключаться в разные «миры» и «картины» (хотя физически была недвижима). Два образных мира — только жезтырнаки и джигиты. Труппа театра — разнообразная технически и пластически. В новой редакции Г. Адамова сделала важную корректуру финала постановки, где конфликтующие стороны пытаются найти баланс и остановить столкновения между собой, себе подобными.
Читайте интервью с Гульнарой Адамовой в Qazaq Ballet Magazine по ссылке.
Г. Адамова на одной творческой волне со своими артистами, к которым относится трепетно и заботливо. Наблюдая за ними, руководитель труппы вдохновенно ведет своих людей на свершения. Она дает возможность пробовать силы молодым хореографам.
В международный день танца, 29 апреля 2022 года, в Алматинской галерее состоялся (уже не в первый раз в этом месте) показ хореографических перформансов, воспроизводящих процесс интенциональности — творческий акт, художника как создателя нового. Хореографами-конструкторами перформансов выступили Томирис Меттыбаева, Адлет Таменов и Мейрамбек Ажигалиев.
ПРОГРАММА ВЕЧЕРА
Touch of Art
Композиторы: Alva Noto, Zoe Keating
Хореограф: Томирис Меттыбаева
Исполнители: артисты театра Samruk
Mojo
Композитор: Людвиг ван Бетховен
Хореограф и исполнитель: Адлет Таменов
Кисть
Композитор: Ханс Циммер
Хореограф и исполнитель: Мейрамбек Ажигалиев
Effects of Paints
Композиторы: Sanja Harris, Kai Schumacher
Хореограф: Томирис Меттыбаева
Исполнители: артисты театра Samruk
В перформансе “Effects of Paints” постановщица заложила мысль о том, что люди при рождении обладают своим цветом. Встречая на жизненной дороге разных людей, человек влияет на изменение цвета, добавляя в общую палитру всевозможные паттерны, в том числе яркие и серые. Другая постановка Томирис Меттыбаевой “Touch of Art” привержена идее из греческой мифологии про Пигмалиона и Галатею, а также серии экспериментов известного сербского художника-концептуалиста Марины Абрамович, которая в 1974 году в перформансе “Rhythm 0” предложила зрителям 72 предмета на выбор для применения к ее телу. Так, в постановке “Touch of Art” зрители алматинской галереи стали соучастниками представления, «лепя» скульптуры из тел танцовщиков. В постановке приняла участие и Г. Адамова, задавая тон другим зрителям. Ощутив некую «вседозволенность», «ваятели», пришедшие в галерею, прибегли к различным способам «лепки»: кто-то создавал свою скульптуру, аккуратно обращаясь с «материалом», а кто-то более жестко и резко. Таким образом, автор перформанса высказала мысль, что в условиях создавшейся вседозволенности, люди забывают о личности и личном пространстве человека.
Адлет Таменов, являясь не только танцовщиком, но и первым в мире атлетом по спиннингу Double-Axe (двойной топор) в самобытной хореографически незашоренной постановке “Mojo” (2017) на музыку Бетховена показал муки творчества художника. В новой редакции нотные партитуры сменили наброски эскизов рисунков. Мейрамбек Ажигалиев в авторской композиции «Кисть» на музыку Х. Циммера показал тело человека, пластично и вдумчиво вырисовывая им как кистью узоры жизни и эмоций.
Таким образом, молодые хореографы, являясь частью танцевального искусства Казахстана, создают новое хореографическое мышление в направлении перформативности, которая в нашей стране, хоть и развивается так или иначе уже с 1980-х, но особую актуальность и социальную направленность обрела лишь в последние годы. И театр Samruk, как приверженец актуальных направлений в танце, сохраняет верность своей цели, интеллигентно и осмысленно, ненапористо и ненавязчиво развивая современную хореографическую культуру Казахстана.
В материале использованы фотографии М. Константиновой.