Вспомнили, чтобы не забыть. Балет «Спартак» в «Астана Опера»

23 июня 2018

7 мая 2018 года в ГТОБ «Астана Опера» состоялся показ балета А. Хачатуряна «Спартак». Спектакль был посвящен светлой памяти народного артиста СССР Рамазана Бапова, чьи заслуги перед отечеством высоки и непреходящи.

 

      Рамазан Бапов ушел не на пике карьеры, не на взлете души. Но он стал символом казахского балета, прославив культуры своей страны за рубежом. Он был одарен подлинным артистизмом, абсолютным слухом, обладал прекрасной техникой танца, за что и любили его зрители и профессионалы. У него было много планов на будущее, например, постройка арт-городка для балетных артистов, постановка новых спектаклей в театре, он был озабочен проблемой недостаточности детских балетов.

      Бапов был одним из лучших Спартаков своей эпохи. Его портрет в этом образе висит в родном ГАТОБ им. Абая. 8 декабря 2017 года в АХУ им. А. В. Селезнева презентовали книгу «Полет длиною в жизнь». Ее название созвучно с памятником авторства Эдуарда Казаряна и Каиржана Токишева, открытым 5 августа 2016 года на Кенсае. Книга составлена из фотографий и воспоминаний друзей, коллег и учеников Бапова. Но настоящего обширного исследования его творчества пока не было. В различных архивах хранятся материалы, с которыми надо профессионально работать и анализировать. Сейчас в КазНАИ им. Т. К. Жургенова пишется магистерская диссертация о педагогических методах и творческих идеях Бапова.

      Впечатления от спектакля предварила выставка в фойе театра, подготовленная Анварой Садыковой и заведующей музеем «Астана Опера» Апризой Хусаиновой. Супруга Рамазана Саликовича Людмила Георгиевна Рудакова из Алматы и дочь Юлия из Стамбула привезли сценические костюмы Бапова. Экспозиция была расположена по кругу в фойе и представляла фотографии, отразившие многогранность творческого репертуара выдающегося артиста, а также его партнерш по сцене: Людмилу Рудакову, Майру Кадырову, Ирину Хакимову и других. Особенное внимание устроители выставки сосредоточили на фотоработах из балета «Спартак». Представленная зрителям экспозиция была собрана из личного архива семьи Бапова и Государственного архива Республики Казахстан. Фотографии отреставрированы Алексеем Некрасовым.

 

      В театре чувствовалась искренность чувств и со сцены, и из зрительного зала. В этой атмосфере как на одной волне пролетели три акта (а это немало сегодня) балета «Спартак» с сочными, разнообразными и визуально осязаемыми мелодиями Арама Хачатуряна. Главные партии в спектакле исполнили Бахтияр Адамжан (Спартак), Мадина Баспаева (Фригия), Арман Уразов (Красс), Асель Шайкенова (Эгина). Специально для этого показа руководителем балетной труппы «Астана Опера» Алтынай Асылмуратовой из Москвы были приглашены ассистенты Юрия Григоровича Оксана Цветницкая и Руслан Пронин для восстановления спектакля. Дирижировал Абзал Мухитдинов. И надо отметить, что кордебалет театра был чист, строен, слажен. Артисты балета воплощали образы в соответствии с задумкой хореографа. Большинство ансамблевых сцен было детально выверено и выглядело масштабно. Театр на глазах действительно растет.

      Каждому солисту как-то по особенному шли роли, которые они очень неравнодушно исполняли. И преемственности тоже было свое место. Бахтияр Адамжан, например, работал с Баповым еще в Алматы. Однажды после концерта Мастер, взволнованный и удовлетворенный выступлением Адамжана, даже снял с руки часы и подарил артисту. Артист великолепен в этой партии: техничен, царственен, углублен в образ. Немного не хватило жизненной глубины, которая наверняка будет впоследствии, ведь артист еще молод. Эгина в исполнении Асель Шайкеновой была лаконичной и прохладной куртизанкой. Она не сжигала всех вокруг своей страстью, ее подача образа — внутренняя и сдержанная. Какой, собственно, и должна быть настоящая Эгина. Удачен в партии Красса Арман Уразов. В первом акте он выдал экспрессивного полководца, местами даже перестаравшись с красками роли. Природный темперамент артиста возможно несколько мешал ему погрузиться в образ самодостаточного, самовлюбленного вершителя судеб. Но чем дальше шел спектакль, тем интересней раскрывался Уразов на сцене в техническом и артистическом мастерстве, чувствуя себя настоящим римским полководцем. Блистателен был Ильдар Шакирзянов в роли пастуха — это поистине театральное воплощение, эмоциональное и яркое в своей наполненной самоотдаче и заразительном танце. К такой сценической правде, на наш взгляд, должны стремиться все артисты балета. Еще можно отметить утонченную Анастасию Заклинскую, исполнившую одну из куртизанок. Ей бы подошла роль хладнокровной Эгины на одном из представлений «Спартака» в театре. Танцовщица хорошо выучена и точно чувствует роль.

      И вот она судьба — Фригия в исполнении Мадины Баспаевой — простирает руки в небо над повергнутым Спартаком и возлагает его боевой щит на грудь. Баспаева настолько вошла в образ, настолько прониклась историей и Спартака, и Рамазана, что даже на поклонах ей было трудно сдерживать эмоции. Балерина воплотила женственность и чувственность, покорность и тоску преданной женщины своего мужчины.

 

      Так прошел «Спартак». Это была победа театра и победа Спартака-Бапова. Остается надеяться, что впоследствии будут ставиться театрализованные представления, сосредоточенные на жизненном и творческом пути Бапова, организовываться конкурсы, может даже что-нибудь назовут его именем, а этот спектакль был не последним вечером, посвященным Рамазану Бапову.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой ГТОБ «Астана Опера». Автор Карла Нур.

Снимки в фойе автора статьи.

 

Ссылка для цитирования:

Уразымбетов Д. Д. Вспомнили, чтобы не забыть // Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана / URL: https://qazaqballet.kz/main_articles/vspomnili-chtoby-ne-zabyt/ (Дата обращения: 00.00.0000).

Вернуться назад