Бахтияр Адамжан — восходящая звезда казахского балета

29 мая 2018

Ладно сложенный и мужественный Бахтияр Адамжан покоряет сердца зрителей высокими прыжками, виртуозной техникой и харизмой. Сегодня он — ведущий солист балета театра «Астана Опера», лауреат международных конкурсов, лауреат премии «Сахнагер-2017» в номинации «Лучший артист балета». Но, несмотря на это, будучи молодым и амбициозным, он мечтает станцевать любимый балет «Спартак» на сцене Большого театра. Сегодня он рассказывает о себе и своей жизни в балете.

 

 

— Для начинающих казахстанских артистов балета Вы являетесь кумиром. Поэтому многим будет интересно узнать о Вашей жизни подробнее. Как Вы пришли в балет? С чего все начиналось, и как Вы оказались на сцене театра «Астана Опера»?

— Так получилось, что никто из членов семьи или знакомых не был связан с балетом. Я — первый. Пришел в балет, так как родители хотели, чтобы я учился в большом городе. Они мне предложили, и я согласился. Сдал необходимые экзамены, пройдя жесткий отбор. Так я стал учащимся Алматинского хореографического училища им. А. В. Селезнева. С тех пор балет — неотъемлемая часть моей жизни. Моими педагогами по классическому танцу были Фарида Асылбековна Алиева, Назира Сарсенбаевна Абдулина, Адильбек Уркумбаевич Бестембаев. Под руководством Ахмета Галиевича Буркитбаева мы выпускались из училища. Считаю, что он — высококлассный, истинный педагог, тонко понимающий и обозначающий грань взаимоотношений между учеником и мастером. Все, что я сейчас умею – от техники исполнения и до выразительности классического танца — все благодаря ему.

После выпуска меня направили в ГАТОБ им. Абая, где я отработал два года в качестве артиста кордебалета. В театр «Астана Опера» я пришел 1 октября 2013 года. В спектакле «Ромео и Джульетта» я исполнял роль Бенволио — это моя первая сольная роль в этом театре. А первая настоящая ведущая роль — партия Спартака из одноименного балета в постановке Ю. Н. Григоровича. После этого я и получил категорию солиста. За «Спартаком» последовали и другие спектакли. Я исполнял солирующие партии во всех премьерах театра, и тогда руководство решило перевести меня в категорию ведущего солиста балета. Так сложился мой путь от начинающего артиста кордебалета до ведущего солиста театра «Астана Опера». Я обрел цель — стать полноценным разнохарактерным артистом и связать свой творческий путь с этим театром. Руководство театра заметило мои старания, поддержало и благодаря этому я сейчас веду около 6–7 балетных спектаклей.

— Балет — искусство строгой дисциплины, требующее большой физической и моральной отдачи, жертв мирских желаний и практически полное отсутствие свободного времени. Не возникало ли у Вас желания в годы учебы сменить деятельность?

— Нет, потому что я жил в интернате, там мы весело проводили время. Бытует мнение, что у артиста балета нет детства, но у меня детство прошло, как и у любого другого ребенка. Годы в интернате я вспоминаю с особым счастливым чувством в душе.

— Я училась в том же училище, что и Вы, жила в интернате, будучи родом из другого города. Знаю случаи, когда даже одаренные дети, тоскуя по дому, не выдерживали и бросали учебу.

— Конечно, я скучал по родителям. Но в старших классах у меня даже пропало желание покидать интернат на выходные. Целой компанией с интерната мы ходили к дяде Толегену, который у нас в училище все снимал и хранил большие архивы, и просматривали видеоматериалы. Дядя Толеген для всех детей — добрый дядя, его все знают и любят. Я помню, мы смотрели конкурс в Варне, где мне запомнилось и вызвало восторг выступление Сержана Каукова. Такое времяпровождение сыграло большую роль. Мы смотрели на уже состоявшихся артистов, мастерство которых нас подстегивало, стимулировало. Мы хотели быть похожими на них, подражали им, нередко в комнате пытаясь повторить их движения.

— Расскажите, какой у Вас график на данный момент? Под руководством какого педагога Вы работаете в театре «Астана Опера»?

— Просыпаюсь в 8 утра, это в лучшем случае. Встаю, завтракаю, это обязательно. Если не позавтракаю, то у меня день толком и не начинается. Стараюсь приехать за 40 минут до ежедневного тренаж-класса в театр, разогреваюсь, выполняю полноценный урок. График работы ненормированный. Все зависит от того, к какому спектаклю готовится балетная труппа. В данный момент в театре я работаю под руководством выдающихся педагогов, приглашенных из России — Константина Евгеньевича Заклинского и Алтынай Абдуахимовны Асылмуратовой. До них в театре я работал с Галией Исмаиловной Бурибаевой и Турсынбеком Абдыбаевичем Нуркалиевым. Смена педагогов дает толчок к развитию, ты знакомишься с различными точками зрения, новыми творческими идеями. Все это благотворно влияет на профессиональный рост и успех.

— Как вам удается совмещать свою работу и семейную жизнь при таком ненормированном графике? Что вам помогает расслабиться, отвлечься от рабочей суеты?

— В ненормированном графике есть и свои плюсы, иногда появляется много свободного времени. С другой стороны, сложно планировать что-либо, много непредсказуемых моментов. На семейную жизнь это влияет не лучшим образом, потому что часто мы подстраиваемся под ритм жизни театра, нарушаем свои планы, что-то переносим, что-то отменяем. Репетиции, выступления, гастроли… Дома меня ждут любящая жена и сын. Очень хочется проводить с ними больше времени. Я признателен своей супруге, что она, несмотря на все трудности, жертвуя своим временем, создает для меня домашний уют, оградив меня от бытовой суеты. Благодарю за поддержку, за заботу очень и ценю ее.

В роли Спартака в одноименном балете

— Ваша любимая балетная партия и почему?

— Моя самая любимая партия в театре, это моя первая роль Спартака в постановке легендарного балетмейстера Ю. Н. Григоровича. Я счастлив, что именно он приехал в театр «Астана Опера» для постановки этого спектакля, выбрав меня на главную роль. Этот спектакль мне нравится, так как по темпераменту, по технике и в актерском мастерстве я раскрываюсь в нем на все сто процентов. Там есть и сцены любви, и ненависти, и сцены, где необходимо представить себя настоящим воином, сильным человеком. Учитывая нашу генетику номадов, сыграть образ воина-героя мне было не так сложно. Но, есть моменты, где я не могу полностью воплотить образ Спартака, не могу передать все его чувства, на мой взгляд. Это сцены рабства Спартака. Слава Всевышнему, на мою долю выпало родиться в свободной стране, быть гражданином независимого государства. И я в своей жизни не ощутил того, чтобы мне кто-то что-то запрещал. Поэтому я не распознал Спартака с этой стороны. Но я работаю над ролью, стараюсь анализировать, пережить жизненную ситуацию моего персонажа. И моя мечта—станцевать балет «Спартак» на сцене Большого театра, где он родился.

— Есть ли хореограф, о работе с которым Вы мечтаете?

— Мне льстит работа с именитыми, опытными хореографами. Сейчас мне посчастливилось готовиться к спектаклю «Манон» прославленного британского хореографа XX века К. Макмиллана, который у нас ставили К. Бёрнетт и П. Руанн. До этого мы работали над постановкой таких балетов, как «Спартак» Ю. Григоровича с автором, «Собор парижской Богоматери» Р. Пети с его ассистентом Л. Бонино. В принципе, такую возможность я получаю благодаря нашему театру. Хотелось бы поработать с молодыми перспективными хореографами, у которых отчасти эксцентричные взгляды, активная жизненная позиция, что может дать новые запоминающиеся произведения, которые удивят не только зрителей, но и меня.

В роли Квазимодо в балете «Собор парижской Богоматери»

— Отметьте современных отечественных хореографов?

— Учитывая мой сравнительно небольшой опыт, мне не удалось еще поработать с отечественными хореографами. У меня есть друг, Уалитбек Сиязбеков. Он так же молод, как и я. Он находится в начале своего творческого пути и обладает богатым потенциалом. Уалитбек поставил на меня современный номер для конкурса в Стамбуле, где я получил высшую награду. Мы долго работали над смысловой нагрузкой постановки, и, анализируя повседневную жизнь, выбрали злободневную тему зависимости человека от мобильных телефонов, смартфонов. Художественно воплотили, как человек просыпается и тут же хватается за свой телефон, все свое время проводит, не выпуская его из рук. Но в какой-то момент он роняет и ломает свой телефон. Начинается бурная реакция, он нервничает, близок к нервному срыву. Этот номер показывает, что сейчас люди больше времени уделяют миру виртуальному, нежели настоящему. Не стоит уходить в виртуальный мир так глубоко, ведь он не может заменить настоящих человеческих взаимоотношений. Такой посыл мы пытались вложить в хореографию. Номер мы подготовили в форс-мажорных обстоятельствах, на подготовку ушло всего лишь две недели. Возможно, он был немного сырым на момент участия в конкурсе, но, несмотря на это, он был встречен очень хорошо, я получил неплохие отзывы и оценки. Это единственный опыт, когда мне довелось поработать с современным казахстанским хореографом. Я очень доволен…

— Какими качествами нужно обладать будущему артисту балета, чтобы добиться успеха? Профессиональные, личные?

— Мне кажется, играют большую роль личные качества, потому что в профессиональном плане все выпускники хореографического училища получают одну и ту же информацию в одинаковом объеме. А в личностном аспекте будущий артист балета должен осознать целенаправленность своих действий. Но при этом не надо все утрировать, к примеру, не стоит безвылазно заниматься в балетном зале, предвкушая свой профессиональный успех. Надо при этом жить полноценной и яркой жизнью. Как члену любой ячейки общества, стремиться создать семью, завести детей. Балетный артист должен быть лишен чувства зависти, самоунижения такими вопросами как «почему он, а не я», «почему другие могут, а я нет». Повторюсь, в балете главное осознание того, какое место ты решил в нем занять, что конкретно ты сам хочешь сделать. Учитесь у лучших, выбирайте в себя только лучшее — вот мой совет начинающим артистам.

— Чем бы Вы хотели заниматься после окончания исполнительской деятельности?

— На самом деле это очень больной вопрос для всех артистов балета. Потому что переломить себя и уйти в другую сферу, это очень тяжело дается. Конечно, хотелось бы попробовать себя в роли педагога, взрастить учеников на своем жизненном и профессиональном опыте. Но к педагогической деятельности нужно быть подготовленным морально, осознание реалий этого поприща наталкивает на мысль, что можно заняться чем-то другим. Надеюсь, к тому времени как я стану пенсионером в балетном мире многое поменяется и появятся новые возможности.

— Что изменил в Вас балет?

— Я в балете 14 лет. Он сформировал мой характер и отношение к профессии. Пришел в балет десятилетним наивным мальчиком. Благодаря работе воспитателей в интернате, педагогов, благодаря атмосфере, которая царила в училище в целом и каждой дисциплине в отдельности, я стал более самостоятельным, рассудительным, стойким к трудностям. Сейчас у меня семья, я осознанно подхожу к той ответственности, которую несу за нее. Именно балет научил ответственному отношению к окружающим в жизни, помимо профессиональной деятельности. Балет дал цель, определил мое место в обществе, путь моего развития. Сейчас я чувствую себя на своем месте в гармонии с окружающим миром.

Очередная победа!

 

P. S.: В июне 2017 года Бахтияр Адамжан на Международном конкурсе артистов балета Валентины Козловой, VKIBC в Нью-Йорке (США, 10 июня 2017) стал первым обладателем Гран-при за всю историю существования этого конкурса в номинации «Классический танец». Также на XIII Международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве (Россия, 20 июня 2017) получил первую премию! Таким образом, за 2016–2017 театральный сезон год работы Бахтияр одержал победу на пяти (!) международных конкурсах: Гран-при на V Международном конкурсе артистов балета в Стамбуле (Турция, 8 июля 2016), первое место в категории «Классический танец» среди мужчин на XIII Международном конкурсе танца в Сеуле (Республика Корея, 10 августа 2016), гран-при на III Международном конкурсе артистов балета в Астане (Казахстан, 16 сентября 2016).

 

Беседовала Хорлан Жанмырзаева

Фотографии предоставлены пресс-службой ГТОБ «Астана Опера». Автор Карла Нур

 

 

Ссылка для цитирования:

Жанмырзаева Х. Б. Бахтияр Адамжан — восходящая звезда казахского балета // Qazaq Ballet — интернет-журнало о хореографическом искусстве Казахстана / https://qazaqballet.kz/main_articles/voshodjashhaja-zvezda-kazahskogo-baleta/ (Дата обращения: ??.??.????).

Вернуться назад