«Вечное движение» Булата Аюханова

15 ноября 2018

Как цитировать эту статью:

Молдалим, Тогжан. «“Вечное движение” Булата Аюханова». Qazaq Ballet Magazine, дата публикации 15 ноября 2018, www.qazaqballet.kz/main_articles/vechnoe-dvizhenie-bulata-ajuhanova/. Дата доступа (формат: число месяца год).

 

«Единомышленники не приходят сами по себе. Их отыскивают, создают, воспитывают». Юрий Тюрин в предисловии к книге Булата Аюханова «Мой балет»

 

50-летний юбилей отметил Государственный академический театр танца Республики Казахстан. Полвека танца. Дата серьезная и обстоятельная. В 1967 году Булат Аюханов, молодой педагог и художественный руководитель Казахского государственного хореографического училища, из выпускников школы создал «Молодой балет Алма-Аты», сумев их убедить, что это будет новая история в жизни казахского балета. Среди них были: Надежда Пивницкая, Наталия Карбоинова (Гончарова), Татьяна Анюшенко, Алексей Семьянов, Александр Тягунов, Минтай Тлеубаев, Бауржан Ешмухамбетов, Вакиль Усманов. В своей первой книге Б. Г. Аюханов писал: «Новый творческий коллектив удалось создать благодаря единомыслию — вчерашние выпускники осуществляли свою мечту, а я — свою» [1, с. 34].

      За короткое время «Молодой балет Алма-Аты» набрал большой репертуар камерных спектаклей и хореографических миниатюр, объездил чуть ли не полмира и завоевал славу профессионального коллектива со своими традициями и особенностями. А в нем действительно есть необычность — в коллективе Булата Аюханова нет солистов или кордебалета. У него «один за всех и все за одного». Так и по сей день.

      16 сентября 2018 года на сцене ГАТОБ им. Абая легенда казахского балета Булат Газизович Аюханов отпраздновал свое восьмидесятилетие. Символично, что торжественный концерт начался с его хореографической постановки «Вечное движение» на музыку Н. Паганини. Как отзвук этому вечному движению, каждодневному труду Б. Г. Аюханов называл свои книги: «Мой балет», «Биография чувств», «Витражи балета или Pas de bourree по жизни». А сейчас он готовит сюрприз для всех поклонников его творчества — пишет новую книгу «Старик и слезы». А еще готовит новые балетные премьеры. Среди них «Пиковая дама» — совершенно новое и непохожее на другие прочтение знаменитой повести.

      На вечере главный балетмейстер ГАТТ РК Гульфида Гафурова выступила с приветственным словом. После чего открылся занавес и перед зрителями предстал сам Булат Аюханов. Пятьдесят лет он присутствует на спектаклях и концертах своего детища. Он неустанно ищет и находит, теряет и снова ищет. Зал в едином порыве встал и начал аплодировать ему. Как это обычно свойственно Б. Г. Аюханову он в приветственной речи зрителям попутно шутил и «острил», подавая пример бесконечного оптимизма зрителям.

      Поздравить своего коллегу по театральному цеху пришла выдающаяся оперная певица Бибигуль Тулегенова: «Ты мой брат во всех отношениях, и в творческой деятельности и в нашей судьбе. Я надеюсь, что многие сидящие в зале видели 13 сентября твой фильм и познакомились с твоей биографией. Как ты начинал, как ты появился из пепла, можно сказать. Ты прожил огромную, сложную, но очень счастливую жизнь. Я не хочу говорить, сколько нам с тобой лет. Сколько нам лет? (смеется). Булат очень требовательный, очень суровый в профессии, но в жизни он с очень большим юмором. Я вспоминаю, как мы ездили Канаду в 1967 году на Экспо. Сколько интересного пережили во время поездки во всемирную выставку в Монреале, в Торонто. Все время ты нас веселил, смешил. И здесь в Алма-Ате мы с тобой вместе работали на этой сцене, и сейчас мы с тобой работаем рука об руку. Я тебе желаю всего самого наилучшего, крепкого здоровья и еще долго-долго заниматься своей творческой деятельностью. Я считаю, что балет самый красивый вид искусства в мире, а ты являешься королем этого искусства».

      В юбилейном вечере выступили учащиеся АХУ им. А. В. Селезнева с хореографической композицией «Аве Мария» на музыку И. С. Баха–Ш. Гуно. Б. Г. Аюханов, наблюдавший за танцем со сцены, с искренней признательностью приподнялся со своего кресла. Этой небольшой танцевальной композицией молодое поколение балетного искусства выразило благодарность мэтру за его вдохновенное творчество. Биография Б. Г. Аюханова охватывает целую эпоху, за которую он активно развивал жанр хореографии Казахстана, посвятив себя всецело, безраздельно искусству. Он подчеркнул в газете «Вечерний Алматы» то, что искусство необходимо республике, потому что культура государства начинается с ее творческой физиономии [2, с. 6].

      Торжественный вечер украсили ведущие солисты, когда-то танцевавшие в «Молодом балете». Так, в утонченно исполненном дуэте из балета «Белое облако Чингисхана» одними из первых выступили кавалер ордена «Кұрмет» Айтолкын Тургинбаева с ведущим солистом театра Алимуратом Салиховым. «Театр Б. Г. Аюханова — это наша жизнь, мой путь, моя семья, мое становление, как человека профессионального и коммуникабельного. В этом театре мы научились очень многому и по жизни, и по профессии. Булат Газизович закалил нас на все случаи жизни. Будем держаться за коллектив и дальше, передавая полученное знание новому поколению», — рассказала после концерта Айтолкын Тургинбаева [3].

      В программу торжественного вечера также вошли хореографические композиции в постановке Б. Г. Аюханова «Pas de de» из балета «Корсар» А. Адама в исполнении ведущих солистов театра Алтын Тулеевой и Марата Оралбаева, «Танцуем классику» на музыку Л. Минкуса, «Художник и лебедь» на музыку К. Сен-Санса и яркая хореографическая постановка в исполнении ведущих солистов театра Дияра Акенева и Жанар Кушербаевой «Хореографическое буриме» на муз. С. Прокофьева, посвященная 80-летию великого танцора и балетмейстера Рудольфа Нуриева. Дияр Акенев в роли Рудольфа продемонстрировал зрителю хореографию, поставленную мэтром с элементами гротеска, что дало юмористическую краску миниатюре.

      В торжественном концерте принял участие ведущий солист ГАТОБ им. Абая Азамат Аскаров, выступив сразу с двумя признанными звездами балета из Германии. Первый дуэт был исполнен с прима-балериной Штутгартского балета Марией Эйхвальд. Они станцевали хореографическую композицию «Интродукция и Рондо каприччиозо» на музыку К. Сен-Санса. Целую гамму чувств вызвало их исполнение: и печаль, и радость, и страсть. Еще одним контрастом в концерте стал чувственный дуэт Азамата Аскарова с прима-балериной Эссен-балета Юлией Цой в хореографической постановке «Дама с камелиями» Дж. Верди.

      Для многих поклонников ГАТТ РК хорошо знакомы имена ведущих солистов Айнур Мукашевой и Мади Касымова. Они исполнили заглавные партии в балете «Половецкие пляски у хана Кончака». Под пленительные мелодии А. Бородина солистка демонстрировала свою сильную энергетическую отдачу зрителю. Айнур Мукашева появилась перед зрителями и в роли темпераментной Кармен в вариации из одноименного балета.

      Печаль Альберта и любовь Жизель, которая оказалась сильнее смерти, стремились передать зрителю гости из Узбекистана. Заслуженная артистка Узбекистана, прима-балерина Государственного Академического Большого театра Узбекистана им. А. Навои Надира Хамраева и солист балета этого же театра Улугбек Олимов исполнили перед алматинской публикой сцену из балета «Жизель» на муз. А. Адама.

      Следом на сцене выступил женский состав ГАТТ РК в танцевальной постановке «Звуки степи». Изысканная хореография Анвары Садыковой привнесла национальный колорит юбилейному вечеру. Начиная с первых нот мелодии Б. Оралулы зрители наслаждались завораживающей хореографией и музыкой, которые гармонично дополняли и украшали друг друга.

      Прославленные ученики Б. Г. Аюханова, выпускницы АХУ им. А. В. Селезнева Мария Эйхвальд и Юлия Цой исполнили также современный танец в постановке А. Хакобяна «Дорога» на музыку Ф. Гласса. Интригующе начался женский дуэт. В луче прожектора появились два силуэта. Они своеобразно сменяли друг друга в пластичной хореографии. Казалось, что каждая из исполнительниц языком танца рассказывала историю своего жизненного пути.

      «Я уже заканчиваю танцевать, на пуантах не стою уже четыре года. И поступило такое предложение — принять участие в концерте. Я, конечно, долго раздумывала: “Да ладно, войду я форму!” Так как я сейчас больше танцую современные танцы, мы решили сделать вот такую постановку. Я думаю, мэтр был доволен. Да и потом как можно не приехать, Булат Газизович — он же гений! Он нас так воспитал — работать постоянно. На этом мы и держимся. Он нас никогда не разделял, всегда придавал уверенность в себе. Мы его очень любим, он как наш папа. Я его не видела 26 лет, поэтому очень волновалась. Я его запомнила статным. Он всегда хорошо одевался, носил разнообразные шарфы, перстни. Смотришь на него и думаешь: “Боже мой, тоже так хочу!” Мы очень счастливы. Мы как дома здесь, видите, сколько у меня здесь родственников», — рассказывает после концерта Юлия Цой [4].

      Заслуженная артистка КазССР, художественный руководитель АХУ им. А. В. Селезнева Людмила Ли была среди присутствующих в зале: «Сегодня у нас знаменательный вечер балета, на котором мы можем созерцать все творчество Б. Г. Аюханова. Первым его ярким спектаклем является “Болеро” М. Равеля. Это необыкновенно красивый балет. У него в труппе танцевали самые лучшие выпускники нашего училища (АХУ им. А. В. Селезнева). После “Болеро” он поставил свой знаменитый балет “Кармен-сюита”, с которым он выступал на сценах русского и мирового балета. Он сделал “Кыз Жибек”, и мы опять же увидели, как он по-своему стилизовал казахский народный танец, поставил на пальцы артистов. Кстати говоря, он его ставил в училище, и я его танцевала, когда выпускалась. Надо сказать, что Булат Газизович, как хореограф очень самобытный и ни на кого непохожий. Его хореографическая лексика весьма разнообразная, он очень музыкальный балетмейстер, яркий танцовщик. Он также восхищает как педагог. Булат Газизович каждого артиста в своем коллективе ставит на ноги. Ведь он берет в свой коллектив не самых сильных в настоящее время. Наоборот берет таких выпускников, которые не попали ни в ГАТОБ им. Абая, ни в театры в Астане. И этих детей он выводит на большую творческую стезю. От имени училища мы ему благодарны за наших выпускников, за наших детей, за его искусство. Он нам подарил свои красивые балеты, поставил концертные танцевальные композиции, тем самым обогащая учебный, творческий репертуар училища. Самое примечательное, что есть в его творчестве, он своим театром выезжает в каждый уголок, в каждый аул, в каждый город, где вообще балета не видели, где нет никакой танцевальной площадки, пригодной для балетного танца. А они танцуют, причем никогда не снимают пальцы, если это надо, показывая им лучшие свои балеты. Это такой героизм его коллектива, всех его артистов и его самого. Конечно для нас, для людей балетного искусства он яркий пример ответственности, необыкновенного таланта, который надо еще развить, добиваться, чтобы его увидели. И вот это он умел делать, делает до сих пор, и делает это красиво» [5].

      В завершении вечера был показан знаменитый одноактный балет Б. Г. Аюханова «Болеро» на муз. М. Равеля. Здесь перед зрителями предстали заслуженный деятель Казахстана Светлана Кокшинова, заслуженный артист Казахстана, кавалер ордена «Кұрмет» Ринат Мусин, ведущая солистка Айнур Мукашева, солистка балета Асель Алпеисова и артисты театра. Три солистки демонстрировали удлиненные шаги, выразительные изгибы корпуса и напряженные руки, рассекающие воздух в насыщенной хореографии. Кордебалет производил впечатление на публику своими грациозными шествиями на сцене, переходящими из одного рисунка в другой. Одноактный балет удерживал внимание публики до последней ноты экзальтирующей музыки М. Равеля.

      После концерта одна из солисток Светлана Кокшинова, ныне руководитель школы-колледжа профессионально-исполнительского образования Казахской национальной академии хореографии рассказала: «Театр Б. Г. Аюханова — это моя жизнь. Здесь прошло мое становление, мой расцвет и как артистки балета и как педагога. Булат Газизович прошел красной чертой в моей жизни, он буквально создал меня. Я помню, когда я только окончила Московское хореографическое училище и приехала в Алма-Ату, была как осиновый листок, худенькая, неопытная, но он доверил мне центральные партии. Я познала, что такое тяжелая театральная жизнь, потому что мы все прекрасно знаем, что у Б. Г. Аюханова очень своеобразный характер. Можно сказать, что после его школы мне ничего не страшно. Этим летом Булат Газизович пригласил меня станцевать на его юбилейном концерте. Я очень сильно сомневалась, ведь уже три года, как бросила сценическую деятельность. Но он как всегда своим характером: “Ничего не знаю, выйдешь и станцуешь!” Вот так и получилось, вышла и станцевала. Вроде все хвалят» [6].

      В 1998 году Б. Г. Аюханов выпустил первый набор режиссеров-хореографов в Высшей школе хореографии (сегодня факультет хореографии КазНАИ им. Т. К. Жургенова). Его первыми студентами были: Гульнара Саитова, Лариса Ким, Тойган Изим, Лейла Альпиева, Гульмира и Гульнара Габбасовы. Ларисе Ким и сестрам Габбасовым посчастливилось осуществить постановку различных спектаклей в его театре.

      Лариса Ким, главный балетмейстер Государственного республиканского академического корейского театра, доцент, кавалер ордена «Достык», заведующая кафедрой «Педагогика хореографии» КазНАИ им. Т. К. Жургенова рассказала о времени, проведенном с мастером: «В театре Б. Г. Аюханова мне посчастливилось работать с 1996 года. Там мною были поставлены ряд концертных номеров, пять одноактных балетов и один совместный с нашим курсом балет “Дала дастаны” на музыку Г. Жубановой. Я считаю, что ГАТТ РК — это один из самых профессиональных хореографических коллективов у нас в стране. Мне импонирует отношение Б. Г. Аюханова к работе. Его авторитет настолько велик, что в труппе не возникает никаких сомнений, споров, относительно репертуарной политики, относительно назначения артистов на роль. Люди честно выполняют свою работу, доверяя своему первому руководителю беззаветно. Исполнители могут стоять в кордебалете и одновременно быть ведущими солистами. Каждому артисту дается шанс проявить себя. Часто набираются в труппу не самые лучшие выпускники АХУ им. А. В. Селезнева. Б. Г. Аюханов берет практически всех, в ком он видит перспективу. Самое интересное, что он обладает способностью превращать любого гадкого утенка в блестящую звезду. Потому что он находит какие-то свои подходы и умеет видеть и раскрывать скрытые таланты. И очень много таких артистов, которые только благодаря Булату Газизовичу смогли вырасти действительно звездами казахстанского балетного искусства. Мое отношение к этому ансамблю особое и поэтому всегда, когда они выступают, я переживаю вместе с ними. Из меня не очень удачный критик (смеется). Потому что я считаю, что это мой родной коллектив, у которого есть своя аура, свой зритель. Я думаю, что этот концерт был важным для нашего мэтра. Это ощущение юбилея почувствовали зрители, сидящие в зале, и я в том числе» [7].

      Гульмира Габбасова, старший преподаватель кафедры «Режиссура хореографии» в КазНАИ им. Т. К. Жургенова, одна из основателей танцтеатра «Gabbassov Sisters Company» поделилась впечатлениями о концерте и о своем творчестве в составе труппы Б. Г. Аюханова: «Этот театр для нас и школа, и мастерская. Это наше становление, как балетмейстеров, наш творческий путь, дом творчества, театр галактического значения. Мы пришли работать в этот театр в 1994 году, в этом же году поступили в мастерскую Б. Г. Аюханова в Институт театра и кино им. Т. К. Жургенова. Будучи мастером нашего курса, он не просто делился какими-то правилами и законами сочинения, но и передавал секреты творчества. Работая рядом с ним, мы видели, как он сочиняет, как он творит, с какими проблемами он сталкивается, как решает их вместе с группой. В этом театре Б. Г. Аюханов позволял нам работать с артистами, делать свои постановки, экзаменационные, студенческие работы. Как мы пришли работать в этот коллектив? Как-то Бауржан Ешмухамбетов (солист “Молодого балета Алма-Аты”, заслуженный артист КазССР — прим. Т. М.) на “Первое мая” говорит: “Аюханов предлагает вам работать у него”. Мы: “Как? Нет! Мы боимся!” Потому что для нас это был коллектив, до которого невозможно было дотянуться, статус этих солистов балета был неприкосновенен. Нельзя было в их сторону не то, чтобы сказать плохое, но и плохо посмотреть. Потому что хоть они были молодые, они были талантливы. Мы смотрели как танцевали Сергей Тихонов, Ринат Мусин, Аскар Ниязбеков, Гульфида Гафурова, Татьяна Анюшенко, Галина Михалева и следующее поколение не менее талантливых артистов. Они нам передавали эту аюхановскую дисциплину. Работы Б. Г. Аюханова отличаются, они индивидуальны своей искристостью, техникой, своей предельной эмоциональной, музыкальной и пластической выразительностью. Для меня Б. Г. Аюханов связан с такой плеядой балетмейстеров как Баланчин, Бежар, Пети и даже Макмиллан. Вот это одно русло, один бурный водопад, который работает в некой единой стилистике. Мы с Гульнарой именно работая у Аюханова пришли к тому, что мы хотим работать в современной хореографии. В этом доме мы в себе сформировали то имя, которое у нас есть. Б. Г. Аюханов может из маленького дохленького цветочка вырастить большое цветочное дерево.

      Что касается концерта, для меня это был трогательный концерт. Многие сидящие в зале это птенцы, которые вылетели из этого дома. Я об одном сидела и жалела в зале: “Надо было тоже хотя бы что-нибудь выйти и станцевать, или надо было на кого-нибудь поставить танец, как балетмейстеры, воспитанники мастера Аюханова” Я считаю, что это был концерт как результат успеха его воспитанников, его учеников, разноплановые ветви работы мастера.

      Б. Г. Аюханов является пропагандистом балета по Казахстану, чтобы люди приобщались к искусству. Вопросы, которые остались после концерта: “А что будет после? Закроют театр?” Что будет с этими людьми, с этими шедеврами, с этими спектаклями? Почему ставят Форсайта, Эйфмана, Пети почему не ставят балеты Аюханова “Кармен”, “Анна Павлова”, “Чингиз хан” или “Каракурт” хоть на труппу нашего театра, хоть театра Астаны. Аюхановские спектакли, его изумруды достойны дальнейшего существования. Они свежи и новы. Сейчас нужно брать эти спектакли и внедрять. Лицо сегодняшней труппы невозможно увидеть в одном концерте, для этого необходимо посмотреть большую часть репертуара спектаклей ГАТТ РК» [8].

      Известно, что первоначально ансамбль «Молодой балет Алма-Аты» осуществлял свои творческие постановки на троих танцовщиц и шестерых танцовщиков. Среди исполнительниц была одна из первых солисток театра Н. Л. Гончарова, присутствовавшая на юбилейном вечере. Заслуженная артистка КазССР, профессор кафедры «Педагогика хореографии» КазНАИ им. Т. К. Жургенова, почетный работник образования РК рассказала о своем творческом пути, проведенном в труппе Б. Г. Аюханова: «Можно сказать, что театр Аюханова — это мой значимый отрезок в жизни. Поскольку я работала, когда он только создал этот коллектив, проработала 20 лет, и он назывался “Молодой балет Алма-Аты”. Вот это моя жизнь, можно сказать. Концерт мне понравился. Они показали в общем-то одни из самых лучших постановок Булата Газизовича. Хотя я должна сказать, что у него была масса постановок различного плана. Это одноактные и двухактные балеты и очень много казахских номеров. Сейчас на концерте они показали только один национальный номер. Я считаю, что он внес огромный вклад в развитие нашей национальной хореографии. С его приходом произошел очень хороший сдвиг вперед. Я уже не говорю обо всех постановках, которые в течении всех этих времен он осуществлял. Опять же, когда он создал коллектив, всю программу, это был такой скачок, рывок в развитии казахстанского классического балета» [9].

      Г. Ю. Саитова — профессор, кандидат искусствоведения, заслуженная артистка РК, заведующая кафедрой «Концертмейстерское мастерство и музыкальное образование» Казахской национальной академии хореографии в беседе с нами поделилась: «Театр Б. Г. Аюханова — это уникальное явление XX века. Мы видим в нем синтез трех великих школ — это московская, питерская академические школы и школа нашего мэтра. Я не побоюсь сказать, что аюхановская школа великая. Это маленький корабль, который в свое время вышел на большой океан и достиг большого плавания. Он организатор, человек, который лепил свое детище, благодаря всем своим ученикам, которые были рядом с ним до последнего остаются рядом. Это не только исполнители “Молодого балета”, но и те, которые уже стали сейчас и заслуженными артистами, и лауреатами различных конкурсов. В рамках торжественного вечера Б. Г. Аюханова, состоявшегося в Астане, одна из его учениц, заслуженная артистка КазССР, профессор, кандидат искусствоведения Т. О. Изим, организовала круглый стол. Присутствовала не только аудитория академии хореографии, но “Astana Ballet” со своими зрителями. Во время наших уроков в институте театра и кино между Б. Г. Аюхановым и нами была субординация, мы как-то побаивались его. Но вот эти беседы, лекции непроизвольно заставляли нас с ним просто беседовать. Эта психологическая обстановка, которая снимала разрядку, была в тот день, в этом зале. Все учащиеся в общем узнавали об Аюханове, не только таким, какой он был на сцене, но и таким, какой он сейчас, настоящий. Б. Г. Аюханов — человек с большой эрудицией, выдающаяся личность, он соединял две эпохи — XX и XXI века. Я видела, как на его спектакли приходили даже пенсионеры и какими они воодушевленные уходили» [10].

      Финальный поклон сопровождался бурными овациями, на сцене вновь появился Б. Г. Аюханов, которого одаривали самыми различными презентами. Сцена переполнилась корзинами цветов от творческих коллективов города, желающие запечатлеть исторический момент на фото, долго не покидали зал.

      Зрители словно совершили путешествие по творческой жизни мэтра казахского балета. Юбилейный вечер был отличителен тем, что на концерте приняли участие целые плеяды артистов балета ГАТТ РК и присутствовали первые его артисты и зрители… Яркое солнце светило весь день и вечерний торжественный салют на старой площади «Астана», посвященный дню города Алматы, завершил этот знаменательный вечер. Будто все было по заказу специально для легендарного Булата Аюханова.

 

Список источников:

 

  1. Аюханов Б. Г. Мой балет. — Алма-Ата: Өнер, 1988. — 104 с.
  2. Юсупова Р. Булат Аюханов: Я мечтал родить целую балетную команду // Вечерний Алматы. — 2018. — №114. — 20 сент. — С. 6.
  3. Молдалим Т. Ж. Беседа с А. Н. Тургинбаевой. — Алматы, 2018. — 16 сент. — Личный архив автора.
  4. Молдалим Т. Ж. Беседа с Ю. Цой. — Алматы, 2018. — 16 сент. — Личный архив автора.
  5. Молдалим Т. Ж. Беседа с Л. М. Ли. — Алматы, 2018. — 16 сент. — Личный архив автора.
  6. Молдалим Т. Ж. Беседа со С. Ю. Кокшиновой. — Алматы, 2018. — 16 сент. — Личный архив автора.
  7. Молдалим Т. Ж. Беседа с Л. В. Ким. — Алматы, 2018. — 25 сент. — Личный архив автора.
  8. Молдалим Т. Ж. Беседа с Г. Н. Габбасовой. — Алматы, 2018. — 26 сент. — Личный архив автора.
  9. Молдалим Т. Ж. Беседа с Н. Л. Гончаровой. — Алматы, 2018. — 27 сент. — Личный архив автора.
  10. Молдалим Т. Ж. Беседа с Г. Ю. Саитовой. — Алматы, 2018. — 27 сент. — Личный архив автора.

 

Благодарим авторов фотографий Алексея Некрасова, Николая Постникова, Виталия Исикова и Сергали Багирова, а также пресс-службу ГАТТ РК за сотрудничество. К сожалению, архив нашего журнала не располагает снимками всех постановок, которые были показаны на юбилейном вечере. Будем благодарны читателям, которые дополнят нашу статью присланными фотографиями на почту qazaqballet@mail.ru.

Вернуться назад