Когда звучит музыка ре-минорного фортепианного концерта (соч. 105, №2, 1938) бразильского композитора Хекеля Тавареса (1896–1969), то невольно голову посещают свежие образы, гибкие станы, причудливые плетения из балета Gaia. Его премьера состоялась 11 февраля 2016 года на сцене ГТОБ «Астана Опера». Для труппы театра Astana Ballet его поставил Рикардо Амаранте, хореограф родом из Бразилии.
Нельзя не заметить, как балетмейстер чувствует природу музыки — в спектакле она с танцем практически неразделима. Спектакль состоит из трех фрагментов, как и трехчастный концерт Х. Тавареса. Партитура исполнена полетного чувства и светлой грусти, но не без улыбки, проявляющейся и исчезающей во многих фрагментах и эпизодах. В музыке концерта можно услышать и стиль Ф. Шопена (1810–1941), и интонации В. Калинникова (1866–1901) и даже суровая напряженность С. Рахманинова (1873–1943), но в целом это достаточно самостоятельное и монументальное произведение. Пластичность хореографического рисунка переплетается с пластичностью музыки. Концерт Х. Тавареса чувственен, эмоционален, философичен. За его распевами и переливами стоит поэт, владеющий композиторским арсеналом. В музыку заключена целая жизнь — природы, человека, любви, встреч и расставаний. То, что веками копилось в эпосе бразильского народа, воплощено в партитуре Х. Тавареса.
Непретенциозен сюжет Р. Амаранте: на сцене мы видим воду, землю, огонь, воздух и… лес — такое пиршество стихий в танце, олицетворяющем жизнь природы и ее гармонию. Здесь и задорная молодость, и пожилая мудрость; и морской берег, и полет над миром; и несбывшаяся мечта, и тысяча воплотившихся желаний. Много чувств и образов может вызвать у зрителя двадцатичетырехминутный балет. Хореограф соединил компоненты всего действия, предложив зрителю свое видение музыки, танца и природы. Коллектив театра Astana Ballet, возвышенный стремлением к качеству и новаторству, получил визитную карточку. Р. Амаранте поставил головоломную задачу балетной труппе, но она была, по-видимому, успешно решена и исполнена более чем удачно. По крайней мере на алматинской премьере в ГАТОБ им. Абая 4 и 5 мая 2016 года.
Неоклассика в балете Р. Амаранте особая. Чувствуется его стремление к всевозможным перегибам корпуса и поискам рисунка рук. Нельзя утверждать, что хореография изобилует многообразием движений в их симфоническом развитии. Но движений определенно много по количеству — артисты балета постоянно прыгают, взмахивают ногами и руками, струятся, вертятся, переливаются. При этом постановка насыщена классической основой из арабесков, девлопе, пируэтов, гранд жете, батманов, и этой основой хореограф умело владеет. Р. Амаранте ставит балет во всевозможных ракурсах и рисунках: как правило, они не статичны и квадратны, а все время движутся или выстраиваются многоярусными диагоналями, звучат канонами, отражаются зеркально. Артисты рассредоточиваются в различных точках сцены, уплотняясь и расширяясь по ходу действия. В Gaia есть танцы и сольные, и массовые. Подобно баховским фугам, артисты то, догоняют друг друга, то отстают, совершая узорчатые круги в сценическом пространстве. Несмотря на однообразие движенческого аппарата, балет воспринимается как чувственное дыхание — наполненное, открытое, легкое. Исполнение его, думается, всегда должно быть отработано именно в таком ключе, иначе может быть потеряна поэтика и синтез музыкального и хореографического начал.
Дизайнерское решение костюмов нескольких переливающихся оттенков — зелено-желтого, бежевого, оранжево-желтого, кремово-синего — Р. Амаранте создал сам. На заднике мы видим проекции заката, леса, берега, которые не отвлекают от танцевального действия, не затеняют исполнителей. Они создают ощущение-импрессию, дополняя атмосферу, построенную хореографом.
Финал разряжает все то ненавязчивое накопление энергии, которое нарастало во время действия балета: девушки собираются в центре вселенной-сцены и на них струится сверху водопад — свежий, очищающий, катарсичный.
Гармоничное слияние музыки, хореографии, костюмов и сценографии явилось тем удачным беспрецедентным синтезом, нечасто случающимся в балетном театре. Публика приняла представление. Надеемся, что в будущем труппа исполнит интересные спектакли, которые станут ассоциироваться с новым балетом Казахстана.
Фотографии с сайта www.astanaballet.com
Ссылка для цитирования:
Уразымбетов Д. Д. Увидеть прекрасное. О балете Gaia в театре Astana Ballet // Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана. — URL: https://qazaqballet.kz/main_articles/uvidet-prekrasnoe-o-balete-gaia-v-teatre-astana-ballet/. Дата публикации: 29.05.2018. — Текст электронный.