«Танец сердца. Полет души». Выставка как проект

26 декабря 2021

Как цитировать эту статью:

Молдалим, Тогжан. «“Танец сердца. Полет души”. Выставка как проект». Qazaq Ballet Magazine, дата публикации 26 декабря 2021, www.qazaqballet.kz/main_articles/tanec-serdca-polet-dushi-vystavka-kak-proekt/. Дата доступа (формат: число месяца год).

 

Во все времена вопрос воспитания и просвещения молодежи являлся главным. Такая задача вызывала самые разные художественные решения, которые в большей степени были связаны с эволюционными процессами и окружающей действительностью. Сегодня в век интернета, особенно учитывая пандемию, находясь в одной точке, можно присутствовать одновременно на нескольких мероприятиях по всему миру, в том числе участвовать в конкурсах. Вытекающий вопрос заключается в качестве, достоверности, ожиданиях и реальности.

       Среди проектов, ставивших своей целью просвещение и привлечение детей и молодежи в искусство, в частности живопись и танец, стал выставочный проект Qazaq Ballet Magazine под названием «Танец сердца. Полет души», организованный осенью 2021 года. Его особенностью стал синтез изобразительного и хореографического искусств. Событие вызвало большой интерес у казахстанцев. Подтверждением тому является количество поступивших заявок, количество посетителей Алматинской государственной галереи в день торжественного открытия и выставочные дни. Нужно отметить терапевтические составляющие этих видов искусств — арт- и танцтерапии. Это является особенно важным в ограничивающий во многой деятельности период пандемии.

       Мероприятие было приурочено к международному дню балета и 30-летию Независимости Республики Казахстан. Выставка состоялась со 2 по 10 октября 2021 года в Алматинской государственной галерее и охватила многие города Казахстана.

       В настоящей статье представлено описание первого культурно-просветительского выставочного проекта в стране, посвященного детскому изобразительному творчеству в контексте танцевального искусства.

 

1.

 

«Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником,

потому что рисунок составляет основу искусства; механизм следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения; чтобы карандаш бегал по воле мысли…»

К. П. Брюллов

 

Взаимосвязь танца и изобразительного искусства берет свое начало еще с древности, когда на скалах стали изображаться божества в ритуальных и воинственных процессиях. Подобные росписи стали основным источником сведений о существовании танцевальной культуры у различных народов. Позже танец рисовали и лепили и известные нам профессиональные художники и скульпторы, среди которых можно называть Э. Дега, Н. Пуссена, О. Ренуара, А. Маттиса, М. Шагала, С. Калмыкова, Г. Исмаилову, В. Шайхмейстера и многих других.

       Танец и рисование и сегодня являются излюбленными видами творчества, особенно в детский период жизни, когда ребенок подвержен эмоциям и чрезмерной активности. А невербальные искусства, являющиеся, согласно психологу Дж. Трейгеру, языком эмоций, представляют возможность самовыражения, выплеска эмоций наружу.

       Рисунок, отражая внутренние переживания авторов, может стать решением многих психологических проблем. В предисловии книги Грегг М. Ферс «Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство» написано по этому поводу, что все картины «открывают дорогу к психике или содержаниям бессознательного конкретного человека» (3). В своей статье О. Л. Некрасова-Каратеева Описывает связь рисунка с разными периодами взросления человека [1]. Если говорить о рисовании танца, то этот процесс подразумевает некоторое теоретическое и практическое изучение этого вида искусства. То есть привлекает к танцеванию — телодвижению, в частности танцтерапии, способствующей «снятию физического напряжения, повышению самооценки, развитию спонтанности, снижению тревожности, агрессии, развитию коммуникативных навыков (60).

       Концепция республиканской выставки «Танец сердца. Полет души» заключалась в объединении детей со всей страны через соединение двух видов искусства, что способствовало развитию их творческих навыков, а также популяризации прекрасного и высокого среди школьников Казахстана.

 

2.

 

Любое движение человека, согласно мнению английского художника Уильяму Хогарту, создает определенные, в некоторой степени неуклюжие линии в воздухе (197). В танце же эти линии становятся более согласованными и гармоничными. В передаче этих целостных линий, создающих образ танца, состояла задача для участников конкурса. И они ее успешно выполнили, что наглядно можно было увидеть на выставке «Танец сердца. Полет души».

       За месяц было подано около 1200 заявок от детей из разных уголков страны. В результате члены жюри — ученые, художники и искусствоведы — отобрали 75 рисунков детей разных возрастов от 7 до 18 лет из городов и областей Актобе, Алматы, Караганды, Кустаная, Нур-Султана, Павлодара, Петропавловска, Семея, Тараза, Усть-Каменогорска, Шымкента, Экибастуза.

       Рисунки принимались по пяти номинациям:

  1. Степные мотивы (30,7%)
  2. Танцующая семья (14,6%)
  3. Кружение (17,8%)
  4. Птицы на небе и на земле (21,9%)
  5. Вальс цвета (15%)

       Кратко рассмотрим каждую из них.

       Большую часть поданных заявок составили работы, посвященные образу природы («Степные мотивы» и «Птицы в небе и на земле»). В безграничном воображении детей одушевляемо всё, что и отразилось в рисунках детей. Среди таких можно встретить и людей-птиц, и людей-цветов и людей-растений, и людей-рек и людей-гор, и людей-стихий, и людей-ангелов.

       Следующими по количеству поданных заявок стали номинации «Кружение» и «Вальс цвета». Эти работы представляли непосредственное восприятие окружающей действительности детьми: скачущий по степи пегас на фоне кучевых облаков и одновременно взлетающая в космос ракета; представленная на ярко разноцветном фоне снежная буря, уносящая ветки деревьев; оттенки голубого, фиолетового, синего цветов, создающие в волнистых линиях образ льющейся воды и так далее.

       Вся наша жизнь состоит из движений. Как размышлял архитектор Сантьяго Калатавра, «если какой-то объект неподвижен в ней (в частности, произведение искусства) — это не значит, что он не способен двигаться, просто потенциал движения скрыт внутри» (149). Это же касалось и картин, экспонировавшихся в галерее, в которых благодаря использованию разных техник работы с освещением, тенями, расцветкой, и, безусловно, безграничной детской фантазии, разнообразные линии танца приобрели еще большее разнообразие в осмысленных по-новому линиях.

       В номинации «Танцующая семья» участники выразили отношения в семье, сопроводив их искренними комментариями, которые можно было прочитать в аннотациях к рисункам. Например: «Моя семья очень веселая, когда мы собираемся все вместе, всегда устраиваем танцы», — пишет Амир Дуйсембай из Петропавловска (11 лет); «Я хотел максимально всех показать. Братьев и родных», — пишет Иван Бахмутов из Алматы (8 лет); «В день города у нас на площади всегда проходит концерт. Мои мама и папа в свободное от работы время ходят на уроки танцев. Я изобразила их выступление в День города. Очень горжусь своими родителями!», — пишет Ангелина Воронина из Петропавловска (16 лет).

 

3.

 

Выставка, в первую очередь, была обращена к детской аудитории. Потому в дидактических целях помимо рисунков перед гостями была представлена балетная экспозиция, включающая костюмы и реквизит из балетных спектаклей из музея КНТОБ имени Абая и ГАТТ РК, эскизы костюмов народного художника России Вячеслава Окунева для балета «Лебединое озеро», архивные фотоснимки прима-балерины театров Азербайджана, Молдавии и Казахстана, педагога-репетитора, заслуженной артистки Казахской ССР Людмилы Рудаковой, в которых представлены сцены из разных балетных спектаклей в ее исполнении и в дуэте с Рамазаном Баповым, а также своих учениц (Лейлы Альпиевой), статуэтки балерин в разных танцевальных позах из личной коллекции руководителя балетной труппы КНТОБ имени Абая, народной артистки Казахстана Гульжан Туткибаевой, архивные документы, составляющие материалы из книг, афиш, буклетов, фотографий из личного архива театрального режиссера и балетмейстера Дамира Уразымбетова.

       Спроектировав подобную экспозицию, организаторы преследовали цель создания увлекательной театрализованной среды. Такая обстановка представила возможность всецелого погружения в искусство, тем самым содействуя творческому самовыражению ребенка и возникновению импульса к самореализации.

       Наталья Сац писала про спектакли для самых юных, что несмотря на их кажущуюся примитивность — это самое трудное, «если мы хотим простоту и искренность сочетать с требованиями настоящей художественности» (59). Так и в процессе организации данного мероприятия движущей силой стало безудержное стремление к созданию уникального.

       На протяжении недели в галерее звучали специально подобранные организаторами музыкальные композиции из детских альбомов и танцевального/балетного репертуара композиторов М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, К. Сен-Санса, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича.

       Для вдохновения участников выставки организаторами был подготовлен видеоролик с участием воспитанников АХУ им. А. В. Селезнева и образцовой хореографической студии «Экзерсис» Зере, Таисию, Мариям на музыку Н. Черепнина, а также малышей-братьев Амира и Ади. В видеоролике, где звучит музыка из балета «Павильон Армиды», представлены юные художники, создающие образ танца при помощи разноцветной палитры красок и танцующей музы. Ниже можно увидеть видеоклип, предваряющий выставку:

 

 

4.

 

Торжественное открытие выставки состоялось 2 октября 2021 года. На открытии была представлена концертная программа, состоящая из музыкальных композиций из классических образцов музыкальной литературы в исполнении квартета концертного оркестра Акима города Алматы под руководством Мурата Серкебаева, а также хореографических композиций в постановке Булата Аюханова «Художник и Лебедь» на музыку К. Сен-Санса в исполнении ведущих солистов Государственного академического театра танца Республики Казахстан Жанар Кушербаевой и Дияра Акенева и «Аве Мария» в хореографии Дамира Уразымбетова в исполнении солистки этого же театра Айи Мелис. Первый танец о таинственном процессе поиска художником идеала и создании образа лебедя. В интерпретации Аюханова мелодии виолончели и фортепиано, приобрели совершенно новые интонации от привычной фокинской задумки. Здесь лебедь оживает и устремляется в небо, вдохновленный художником, который в свою очередь вдохновился птицей и ее изображением. Второй танец был ознаменован премьерным показом хореографической композиции «Аве Мария» Дамира Уразымбетова на музыку И. С. Баха–Ш. Гуно в исполнении Айи Мелис. Танец, одухотворенный идеей вечного, украсил данное мероприятие — выставку, посвященную детскому творчеству. Танец о душе, танец о матери всего мира, дарящей свет и вдохновение всем ищущим, страждущим, талантливым.

       Своими впечатлениями от посещения открытия поделилась известный казахстанский педагог Анвара Садыкова: «Я только что прилетела из Нур-Султана и первым делом приехала в галерею. Как только я зашла, почувствовала такую теплую и добрую атмосферу. Думаю, она создана чистым/искренним намерением, организаторов. Как у казахов говорят “ниет”, если оно есть, то рано или поздно задуманное сбудется. Честно сказать, меня переполняют эмоции от присутствия здесь — это настоящий праздник моей души. Она здесь чувствует себя спокойно, уютно, радостно. Спасибо огромное организатором за такое чудесное мероприятие».

 

5.

 

Важной частью проекта стало участие в нем воспитанников детских домов, для которых были проведены экскурсии по выставке и мастер-классы по изобразительному искусству [2]. Здесь важна роль арт-терапии, содействующей улучшению психоэмоционального состояния.

       В рамках выставки прошел круглый стол в формате Science Café на тему «Танец и живопись». В нем приняли участие студенты и магистранты вузов Алматы и Санкт-Петербурга. В формате непринужденного общения за чашкой кофе и печеньками молодые ученые обсудили беспокоящие их вопросы по тематике «Танец и живопись» [3].

       В течение недели был проведен ряд важных мероприятий, направленных на развитие детского творчества и научной деятельности среди молодежи. Видеоклип, посвященный данной выставке, можно посмотреть здесь:

 

 

       Музыковед и культуролог, доктор искусствоведения Асия Мухамбетова, присутствовавшая на открытии выставки, поделилась своими пожеланиями о том, что выставка должна иметь свое продолжение и что это важное событие для развития детского творчества.

       Соорганизаторами выставки стали Казахстанская федерация клубов ЮНЕСКО и Алматинская государственная галерея. Партнерами выступили Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая, предоставивший для выставки театральный реквизит, экспонаты, редкие нотные партитуры, эскизы балетных костюмов; Государственный академический театр танца Республики Казахстан, Концертный оркестр Акима г. Алматы, участвовавшие в организации концертной части торжественного открытия выставки; хореографическая студия «Экзерсис» Дома школьников № 6 города Алматы.

       В начале следующего года Qazaq Ballet Magazine планирует проведение выставок, связанных с хореографическим искусством Казахстана, в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева.

 

Список литературы:

 

Ферс, Грегг М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. Санкт-Петербург, Деметра, 2003.

Некрасова-Каратеева, Ольга. Детский рисунок: комплексное искусствоведческое исследование. 2006. ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», PhD диссертация, cheloveknauka.com/detskiy-risunok. Дата доступа 10 ноября 2021.

Ионина, Ольга. «Танцевально-двигательная терапия как средство формирования положительного образа-Я подростка». Педагогика. Психология. Социокинетика, №1 (23), 2017, с. 59–63.

Хогарт, Уильямс. Анализ красоты. Санкт-Петербург, Искусство, 1987.

Юдина, Анна. Мультивселенная: арт, танец, дизайн, технологии: искусство нового веха. Москва, Эксмо, 2018.

Сац, Наталья. Дети приходят в театр. Москва, Искусство, 1961.

Молдалим, Тогжан. Беседа с Асией Мухамбетовой. Алматы, 2 октября 2021 года

Молдалим, Тогжан. Беседа с Анварой Садыковой. Алматы, 2 октября 2021 года

 

Фотографии И. Фурманова, Е. Петровой и Д. Уразымбетова



Примечания:

[1] — в период от 7 до 10 лет обогащается внутренний мир ребенка, рисунки становятся повествовательными, а уточненное изображение фиксирует образы знания;

— в период от 10 до 12 лет характерная эстетизация творческого процесса для детей раннего подросткового возраста сопровождает рисование особым наслаждением, доставляя удовольствие своей процессуальностью и завершенностью, изображение создается как художественный объект;

— в период от 12 до 14 лет стремление подростков среднего возраста к самоутверждению, к размышлениям и рассуждениям направляет их рисование к созданию изображения как образа идеи;

— в период от 14 до 17 лет личностные проблемы подростков старшего возраста направляют их композиционное творчество на создание изображения как образа внутреннего «Я» [3].

 

[2] Первый мастер-класс по акварели состоялся 6 октября 2021 года для воспитанников алматинского областного детского дома №1 в возрасте от 11 до 14 лет. Мастером выступил Равиль Нарегеев — художник-график, руководитель художественной студии «Аммонит», участник республиканских и международных выставок.

Второй мастер-класс состоялся 9 октября 2021 года для воспитанников КГУ «Центр адаптации и поддержки выпускников социальных учреждений Жастар уйі» в возрасте от 16 до 18 лет. Мастер-класс провела Асель Бекжан — художник, портретист, магистр искусств, член независимого женского фонда художников «Тан Шолпан».

 

[3] Среди обсужденных тем:

— Максимова Н. 2 курс КазНАИ им. Т. К. Жургенова. «Балетное творчество Гульфайрус Исмаиловой»
— Туремуратова Г. 2 курс (магистратура) КазНУ им. Аль-Фараби. «Единство танца и цвета. Успокоение души»
 — Сулейменова Д. 2 курс КазНАИ им. Т. К. Жургенова. «Художник Вячеслав Окунев и казахский балет»
— Абиева А. 2 курс КазНАИ им. Т. К. Жургенова. «Детские танцы волшебника Минтая Тлеубаева»
— Берикболова А. 2 курс (магистратура) КазНАИ им. Т. К. Жургенова. «Балет Кристал Пайт ‘Statement’»
— Сафиева Ж. 1 курс (магистратура) СПбГУ. «Пути развития Нового музыкального театра в Казахстане»
— Молдалим Т. 2 курс (магистратура) СПбГУ. «“Танец сердца. Полёт души”. Осмысление»

Вернуться назад