Мысли, которыми хочу поделиться в этой статье, возникли у меня случайно и стали поводом для размышления.
Случилось это в обычный рабочий день в академии. Я работала на кафедре, сидя за компьютером. В дверь постучали, и вошел мальчик. Да, именно мальчик, — таким он мне показался. Худенький, вежливо-робкий, он спросил, где можно узнать о поступлении в академию. Взглянув на него, я сразу поняла: он не из хореографического училища. Слушая и изучая его, я стала задавать обычные вопросы. Выяснилось, что базовой хореографической подготовки он не имеет, занимается уличными танцами, ему это очень нравится, он хочет к нам поступать и учиться на режиссера-хореографа.
Была в нем какая-то особенная решительность, и даже готовность к каким-то преодолениям. И все мои расспросы не только не останавливали его, а наоборот, настраивали еще более решительно. Я знала хорошо — у нас таких не любят, ведь у него за плечами нет хореографического училища, и в балетном мире его не знают. Но его решительность и меня настроила на определенный лад. Он мне понравился своим упрямством, своей преувеличенной самоуверенностью и, конечно же, желанием учиться. И вместо того, чтобы сказать молодому человеку: мы без базы не берем, я стала давать советы, как за оставшееся время все-таки как-то подготовиться для поступления. Когда основная часть беседы была закончена, я спросила его: «Зачем ты пришел к нам? Чего ты хочешь в будущем?». Мне действительно стало интересно, что у него на уме, что может знать мальчишка об этой профессии.
Зачастую работа хореографа трудна физически, требует особой крепости духа и фанатичной преданности и, в общем-то, в итоге, не благодарна. Зрители аплодируют здесь и сейчас, и все заканчивается, и нужно начинать все сначала — работать, работать, работать. Зарплата при этом не очень большая. А ведь не секрет, что сейчас в современном обществе в большом почете материальные составляющие бытия. А он совсем мальчик вот пришел и хочет к нам, и его не заботят ни трудности, ни маленькие зарплаты, ничто-то еще другое. «Может быть, не понимает», — подумала я и напрямую стала задавать вопросы.
Из разговора поняла, что я не первая говорю ему об этом. Появившееся выражение на его лице, говорило мне: «Ну, вот и она туда же». Стало понятно, что он много спорил на эту тему, в нем, конечно же, говорил юношеский максимализм, но это было так мило и это еще больше расположило меня к нему.
Именно в этот момент я впервые задумалась и задала себе вопрос: почему, почему он такой? Тут внутри у меня вдруг появилось понимание: он — особенный. Чем больше я думала об этом, тем больше понимала, что такими люди рождаются и видимо есть высшее предназначение у каждого и какое же счастье, когда это предназначение совпадает с выбранным делом всей жизни, с его профессией. Мне показалось странным, что такие дети часто появляются в семьях, в которых нет никаких предпосылок для этого. Такое несоответствие придает им силы, заставляя идти напролом и добиваться своего права заниматься тем, что им больше всего нравится. Наверное, есть в этом какой-то высший смысл.
Но эти дети, которые часто не находят понимания близких, вынуждены делом доказывать свою правоту и настойчиво добиваться целей. Может быть, именно это и воспитывает в них силу духа и настойчивость. Я как будто в тот самый момент поняла, как это происходит. Рождается ребенок, а у него уже есть это. Он чуть-чуть подрастает и начинает танцевать или петь, или непременно ему нужно играть на каком-то музыкальном инструменте, или же рисовать, а то и лепить или еще что-нибудь. Это талант, которым одаривают этого ребенка свыше. Он направляет его дальше. У всех это происходит по-разному, но что такое есть, с этим не поспоришь.
После этого случая у меня появилось желание узнать, как это происходило в жизни людей, которые работают рядом со мной, потому что в моей жизни тоже была цепь событий, которая привела меня, в конечном счете, в академию. Именно желание танцевать направляло меня и заставляло идти своей дорогой. Очень интересно как, например, пришла в балет ведущая балерина, ученица хореографического училища или педагог по спортивным бальным танцам. Да, это интересно, потому что, узнав об этих людях подробнее, пройдя с ними их путь, мы наверно сможем что-то понять, и мне кажется, что это будут очень важные вещи, без которых нам трудно ориентироваться в мире вообще и в мире хореографии в частности. Мне это интересно еще и потому что я до сих пор работаю со студентами. Занимаясь подготовкой будущих педагогов-хореографов, хочу для себя открыть что-то, на мой взгляд, очень важное, некий секрет, выяснить определенные закономерности. Для чего это? Наверное, для того, чтобы, разобравшись с этим добавить в мою методику преподавания и поделиться этими секретами со студентами. Ведь им в будущем тоже будут нужны эти знания, чтобы не пропустить, чтобы найти эти «жемчужинки», которые потом может быть вырастут и превратятся в путеводные звездочки.
Не все люди, к сожалению, счастливы в плане профессионального предназначения. Но могу точно сказать, что я работаю в коллективе счастливых людей, для которых смысл профессиональной деятельности, безусловно и безоговорочно, это передача своих профессиональных знаний. Можно найти много негативных моментов в нашей работе, но все они тускнеют и исчезают, когда мы ведем урок и работаем с учениками.
Прошло время, этот мальчик, с которого начались мои размышления о смысле и о предназначении, поступил в нашу академию и успешно ее закончил. Я наблюдала за ним и видела его живой интерес ко всему. Во время учебы он активно принимал участие во многих творческих проектах, концертных программах, спектаклях. Принимал участие в фестивалях и конкурсах. Очень интересным стал его дипломный спектакль, который показал его перспективы и потенциал.
Я рада, что у него все хорошо сложилось, и верю в его счастливое успешное будущее. А самое главное, я поняла, что нельзя оставаться в стороне, нужно помогать тем, кто хочет чего-то достичь, давать им возможность. Пусть среди них даже окажутся случайные люди, жизнь все расставит по местам, но вот такие ребята будут иметь возможность получить высшее профессиональное образование и конечно в дальнейшем это для них будет подспорьем в профессиональном росте. И сейчас я понимаю, что имел в виду Б. М. Джантаев, говоря о том, что мы должны учить всех, кто к нам приходит и давать им шанс. Я когда-то задала этот вопрос директору хореографического училища: «Нужно ли принимать “с улицы”?» И Булат Михайлович, не раздумывая, ответил мне: «Нужно!» и очень эмоционально стал меня убеждать, приводя свои аргументы. Я его слушала и удивлялась, ведь говорил это не какой-нибудь случайный человек, а настоящий профессионал. Теперь я понимаю, этот вопрос он тоже для себя решал и решил положительно.
Как цитировать эту статью:
Терехова, Татьяна. «Студент, кто ты?». Интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана Qazaq Ballet Magazine, дата публикации 13 мая 2018, www.qazaqballet.kz/main_articles/student-kto-ty/. Дата доступа (формат: число месяца год).