«Собор парижской Богоматери». Шедевр Ролана Пети в театре «Астана Опера»

23 июля 2018

Французский хореограф Ролан Пети, новатор и возмутитель спокойствия академических кругов второй половины XX века, за свою долгую и плодотворную творческую жизнь создал более пятидесяти спектаклей и около ста хореографических миниатюр для танцовщиков со всего мира, в числе которых были такие звезды как Зизи Жанмер, Карла Фраччи, Марго Фонтейн, Рудольф Нуреев, Наталья Макарова, Михаил Барышников, Майя Плисецкая, Алтынай Асылмуратова, Илзе Лиепа Николай Цискаридзе.

Сцена из балета. Квазимодо — Б. Адамжан, Эсмеральда — М. Басбаева

      Свою коронную работу — балет «Собор Парижской богоматери он поставил в 1965 году, в компании таких же знаменитостей, как и он сам: сверхмодного кутюрье Ива Сен-Лорана, композитора-авангардиста Мориса Жарра и известного художника театра и кино Рене Аллио. Объединив усилия, они создали одну из самых стильных постановок своего времени и преподнесли ее публике Парижской Оперы в модном тогда духе минимализма 60-х годов.

      Художественный руководитель балетной труппы театра «Астана Опера», в прошлом прима Мариинского театра Алтынай Асылмуратова знала французского хореографа лично: на протяжении пяти лет по приглашению Ролана Пети она танцевала в его труппе, исполняя заглавные партии в таких балетах как «Кармен», «Моя Павлова», «Шарло танцует с нами», авангардное «Лебединое озеро», «Арлезианка» и др. И потому на собственном опыте знает, как непросто танцевать эту изобретательную и стильную хореографию, которая требует безупречного чувства музыкального ритма.

       «К сожалению, “Собор” не шел в репертуаре Марсельского театра в то время, когда я там танцевала, но я всегда мечтала станцевать партию Эсмеральды, — говорит Алтынай Асылмуратова. — Я хорошо помню потрясение от спектакля, когда смотрела его, еще будучи ученицей вагановского училища, с Галиной Мезенцевой в заглавной партии!»

      Для переноса оригинального текста спектакля на сцену театра «Астана Опера» был приглашен маэстро Луиджи Бонино, танцовщик труппы Ролана Пети и его ассистент, которому хореограф еще при жизни доверял возобновление своих спектаклей для разных балетных компаний по всему миру.

      Сегодня существует специальный фонд Ролана Пети, в который входят люди, осуществляющие надзор над безупречным сохранением наследия мастера, будь то хореографический текст спектакля, декорации или костюмы. Поэтому представители фонда также присутствовали на премьере балета в Астане, а для постановки света и воссоздания костюмов были приглашены люди, которые непосредственно работали с Роланом Пети — художник по свету Жан-Мишель Дезире и художник по возобновлению костюмов Филипп Бино.

      Безупречность — это качество, к которому всегда стремилась в своем творчестве прима Мариинского театра Алтынай Асылмуратова. Этот принцип она проповедует и сегодня на посту художественного руководителя балета столичного театра «Астана Опера», стремясь привить вкус к безупречности артистам. Судя по результатам, ей это неплохо удается. Труппа блестяще справилась с поставленной непростой задачей. Титанические усилия педагогов-репетиторов Елены Шерстневой, Галии Бегалиной, Константина Заклинского заставили кордебалет двигаться в унисон с невероятно сложной музыкой Мориса Жарра, выполняя при этом сложнейшие па хореографии Ролана Пети. Объединенные единым ритмом, единым дыханием, они олицетворяли собой потрясающий образ толпы, способной к мгновенным метаморфозам.

      Два состава исполнителей главных партий предстали перед зрителями в разные дни премьерных показов и каждый из них предлагал свою трактовку героев. Первая премьера состоялась 24 июня 2016 года.

Сцена из спектакля. Феб — Ж. Аубакиров, Эсмеральда — Мадина Басбаева, Фролло — Г. Рыскулов

      Блистательный капитан Феб — образ, не требующий большой психологической глубины, но обязательным условием для которого является наличие в исполнителе неординарных внешних данных и манеры поведения на сцене. С чем блестяще справились необыкновенно красивый ведущий солист театра Жандос Аубакиров и техничный, атлетично сложенный солист балета Арман Уразов.

      Напротив, партия Клода Фролло, священника, чью душу терзают греховные страсти, невероятна сложна и технически, и психологически, и тем отраднее, что этот образ в разные дни талантливо воплотили совсем молодые танцовщики Газиз Рыскулов и Серик Накыспеков.

Сцена из балета. Эсмеральда — М. Баспаева, Квазимодо — Б. Адамжан

      Красавицу Эсмеральду, ставшую жертвой преступной страсти и коварства священника, филигранно исполнила Мадина Басбаева, чья точеная фигурка, безукоризненно точно исполняя пластический текст, наполняла его собственным смыслом, неукоснительно соблюдая стиль автора. Наверное именно такую безупречную Эсмеральду представлял перед собой Ив Сен-Лоран, рисуя эскизы легендарного костюма цыганки. Совсем другую Эсмеральду, беззащитную в своей красоте и необыкновенно трогательную в своей вере в доброту и гармонию мира представила зрителям Айгерим Бекетаева. Талантливая балерина каждый раз удивляет неординарным прочтением партий. Вот и в этот раз, добавив к образу дикой цыганки капельку своей сути, она создала необыкновенно трагичный образ нежного цветка, непонятно как и почему выросшего среди грязи бездушного общества.

      Особенно пронзительно эта тема звучит в дуэте с Квазимодо — Бахтияром Адамжаном. Двум изгоям — уродливому горбуну с прекрасным сердцем и красавице цыганке с душой ребенка, которую обыватели считают колдуньей, нет места в эт ой среде. Образ горбатого звонаря — центральный в этом балете. По сути, Ролан Пети задумывал этот спектакль как историю о Квазимодо, и сам исполнял эту партию долгие годы. Он сознательно отказался от бутафорского горба и изображал внешнее уродство героя пластически — в этом сложность и в то же большие возможности для исполнителя. Их в полной мере использует молодой ведущий солист балета столичного театра Бахтияр Адамжан. Мягкий большой прыжок, хорошая балетная техника дали возможность артисту сосредоточиться на внутреннем состоянии героя и ему удается показать эту «прекрасную душу, заключенную в уродливом теле» необыкновенно сильно и точно.

Сцена из балета. Фролло — С. Накыспеков

      Квазимодо другого премьера театра — Рустема Сейтбекова, более раним и психологичен, для него выбор между хозяином Клодом Фролло, спасшим когда-то ему жизнь и благоговением и любовью к Эсмеральде становится фатальным.

      Говоря об уникальной премьере, невозможно не сказать об оркестре, ибо музыка М. Жарра в конструкции этого балета является главной осью. Необычайно сложная ритмически, она требует от дирижера филигранной точности и большой работы с оркестром, который специально для этого спектакля был дополнен группой ударных инструментов. С этой задачей блестяще справился молодой дирижер театра Арман Уразгалиев.

      В первых числах февраля 2017 года балет был показан на новой сцене Мариинки в рамках гастрольного турне театра «Астана Опера» в Санкт-Петербург.

      В театре был полный аншлаг, билеты на все спектакли были раскуплены задолго до выступления. Овации, которые долго не смолкали после того как опустился занавес, означали, что спектакль поставленный полвека назад по-прежнему свеж и актуален, а молодой театр из Казахстана получил признание у самой взыскательной публики мира.

 

Фотографии предоставлены ГТОБ «Астана Опера». Автор Карла Нур.

 

Ссылка для цитирования:

Мусина Ф. Б. «Собор парижской Богоматери». Шедевр Ролана Пети в театре «Астана Опера» // Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана / URL: https://qazaqballet.kz/main_articles/sobor-parizhskoj-bogomateri-shedevr-rolana-peti-v-teatre-astana-opera/ (Дата обращения: ??.??.????).

Вернуться назад