Осенним вечером одна балерина размышляла о своем творческом пути. Она снова танцевала спустя семь лет. Это была хореографическая композиция «Обретенное время», созданная Дамиром Уразымбетовым на музыку Астора Пьяццолла специально для Куралай Саркытбаевой.
Известная казахстанская балерина К. Саркытбаева исполняла ведущие партии на разных сценах всего мира. Но главной сценой в ее жизни стал алматинский театр оперы и балета, на которой она создавала различные образы — от нежных и лирических до страстных и драматически насыщенных: Жизель, Одетту-Одиллию, Кармен, Фригию, Машу, Сильфиду, Анну Каренину и многие другие. За время танцевальной карьеры ей рукоплескали тысячи восторженных зрителей. И было за что. В «Обретенном времени» балерина вспоминает эти прекрасные мгновения жизни на сцене.
В ней есть то артистическое качество, которое завораживает, обволакивает каждую клеточку души и не отпускает. Она умеет заполнить собой сцену, она овладевает всем пространством и погружает зрителей в истории проживаемых ею героинь. В танце К. Саркытбаева сосредоточена на простом: на поднятии и опускании рук, круговых движениях ног, наклонах головы. Но здесь важно не это. Здесь важно их искусное переплетение. В них настолько искренне «звучат» размышления балерины, что веришь каждому танцевальному «слову».
Главная роль в композиции отведена рукам, которые «плетут узор судьбы, узор чувствований и мироощущения героини». В ее руках — душа, в движении которой эхом звучат мысли гениев искусства с 350-летней историей. Воздух становится тяжелее, реминисценции откровеннее. Возвращаясь в некий архив мыслей и телодвижений, балерина будто обнаруживает давно забытое, глубоко спрятанное, но сокровенное чувство.
Этот танец и об утихании страстей: «…об умиротворении, о покое, которые не всегда приходят, потому что человек не всегда готов принять существующее положение вещей и что жизнь безвозвратно уходит», — рассказывает автор проекта, балетмейстер Д. Уразымбетов.
Танец «Обретенное время» — это бесконечный поиск себя: себя прошлой, настоящей, и как следствие, будущей. И она осознает, что всегда перед ней будет ее отражение. И как важно найти себя в своем танце. К. Саркытбаева с благодарностью и трепетом говорит: «Спасибо, что это было и спасибо тому, что есть сейчас». И поэтому ее танец не об утрате, а об обретении: «Я была тронута до слез, когда репетировала. Настолько это мое — сюжет, движения, образ», — рассказывает балерина и смело шагает «в собственный портрет, выполненный из холодного воздуха».
P. S.: «Обретенное время» является частью видеопроекта «Время» научно-творческой лаборатории Qazaq Ballet.
В статье использованы фотографии Н. Дмитриевой, Д. Нижникова, Е. Петровой.
Как цитировать эту статью (при цитировании нужно заключать текст в кавычки):
Молдалим, Тогжан. «Обретенное время Куралай Саркытбаевой». Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана, дата публикации 20 января 2023, www.qazaqballet.kz/main_articles/obretennoe-vremja-kuralaj-sarkytbaevoj/. Дата доступа (формат: число месяца год).