Мой папа — Улан Мирсеидов

31 марта 2019

Как цитировать эту статью:

Мирсеидова, Наргиз. «Мой папа — Улан Мирсеидов. Qazaq Ballet Magazine, дата публикации 31 марта 2019, www.qazaqballet.kz/main_articles/moj-papa-ulan-mirseidov/. Дата доступа (формат: число месяца год).

 

Улан Мирсеидов (6 марта 1952 – 30 января 2013)

 

По многочисленным просьбам читателей публикуем на нашем сайте статью об Улане Атауллаевиче Мирсеидове — человеке, муже, отце, артисте, педагоге. Прямую речь ведет его дочь — Наргиз…

 

     Папа…

     Он был очень счастливым человеком. Без памяти влюбленный в балет, свою профессию, он не ждал ничего взамен. Ни званий, ни регалий, ни славы — тщеславие отсутствовало в нем. День без урока классического танца и хотя бы одной репетиции не имел никакого значения. Папе был важен сам процесс и, конечно же, результат. Он являлся верным служителем своему искусству.

     Родился папа в городе Чимкенте. Однажды туда набирать детей для обучения балету приехала Светлана Амангалиевна Наурызбаева — педагог алма-атинского хореографического училища. Придя в школу, посмотрев природные данные учеников, она выбрала нескольких ребят и девочек. Среди них был и мой папа.

     В 1962 году Улан Мирсеидов поступил в хореографическое училище. Учился он у таких прекрасных педагогов как Е. А. Усин (классический танец в младших классах), М. З. Ахмедиева, Р. М. Ельчибекова, Л. М. Таганов (дуэтно-классический танец), М. И. Мунтин (классический танец в старших классах).

 

 

     В 1971 году папа окончил училище. После выпускного концерта главный балетмейстер Государственного академического театра оперы и балета имени Абая З. М. Райбаев предложил молодому выпускнику устроиться в театр в качестве артиста балета. За время работы в театре (1971–1991) он вырос до ведущего танцовщика. Исполнял партии Шута, pas de troix в балете «Лебединое озеро» П. Чайковского, Маугли в рок-опере-балете «Брат мой Маугли» А. Серкебаева, Золотого божка в балете «Баядерка» Л. Минкуса, вставное pas de deux в балете «Жизель» А. Адана, Шайтана в балете «Шурале» Ф. Яруллина, Хан-Зада в балете «Аксак кулан» А. Серкебаева, Нурали в балете «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, Капитана в балете «Доктор Айболит» И. Морозова, Косога и Безымянного в балете «Фрески» Т. Мынбаева.

     Папа всегда старался идти в ногу со временем: ездил на конкурсы, видел очень много разных современных школ, направлений, многому учился там, брал самое лучшее для свой методики. У него действительно был уникальный дар — порой никто не видел и не верил в то, за что брался папа, а в итоге он оказывался правым и все шли этой же дорогой. Путь папы привел его к самому главному призванию в жизни — педагогике.

     Еще продолжая работать на сцене, в 1988 году папа взял класс в Алматинском хореографическом училище. Подтолкнула его на этот шаг педагог, работавшая в театре Надежда Романовна Тихонова. Она наблюдала за ним и видела, как он помогал своим товарищам, если у них что-то не получалось. Однажды в разговоре с ним она посоветовала не ждать пенсионного возраста для начала работы педагогом, а пойти работать по совместительству в училище. И он решил попробовать. Педагогом Улан Атауллаевич был очень дисциплинированным и от своих учеников требовал безусловной и полной отдачи.

     В зале он был очень строгим, порой даже жестким, если того требовала ситуация. Помимо этого, он был тонким психологом. Знал, где и когда нужно надавить или же наоборот отпустить ситуацию. Папа хорошо видел, кого надо гонять, «не давать спуску», а с кем можно работать спокойно, не заставляя.

     Изучая педагогическую деятельность Улана Атауллаевича, я не нашла ни одной тетради, блокнота с записями. Да и по воспоминаниям мамы, он никогда ничего не записывал. Мама говорила, что не видела такого, когда папа вечерами составлял дома урок, комбинации. Думаю, что у папы был в голове определенный каркас, допустим, что нужно отработать сегодня или на этой неделе, а дальше он импровизировал, создавая творческий процесс уже в балетном зале.

     Очень хорошее чувство времени во всех смыслах этого слова было у папы. Он очень дорожил им и поэтому не позволял себе что-то недоделывать или сделать «не на совесть», за что бы он ни брался, во-первых доводил до конца, а во-вторых, делал это мастерски. Если понимал, что не получится, вовсе не брался.

 

 

     Легендарно неуступчивый, бескомпромиссный в работе и творчестве, в житейских вопросах был совершенно другим. В быту папа слыл абсолютно неприхотливым человеком, его всегда все устраивало. Мы никогда не видели его в плохом настроении или раздраженным, даже усталость он не показывал, в моей памяти папа всёмо’гущий человек.

     Прекрасное чувство юмора и его шутки, ставшие «крылатыми» в нашем балетном мире, сопровождали папу на протяжении всей жизни. Он по-настоящему умел жить, любить жизнь, все ее мелочи без исключения: с самого раннего утреннего кофе… С какой любовью он это делал… Наслаждался каждым моментом, смакуя жизнь, на все смотрел философски. «Торопиться, не спеша» — по этому принципу жил папа. Молчалив, немногословен, но если скажет, то «не в бровь, а в глаз».

 

 

     Мы буквально купались в папиной любви, а он купался в нашей. Всего две вещи были важны для него — его любимые работа и семья.

     Сказать что папы очень не хватает — ничего не сказать… А прошло уже шесть лет, как он ушел. Но время относительно, да и честно говоря, оно совсем не лечит, может притупляет как анестезия, которая отходит и снова становится мучительно больно, а потом опять притупление и далее по кругу…  Остается только жить так, как хотел бы папа чтобы мы жили. И конечно же, не оплошать, ведь я дочь Выдающегося Человека!

 

Фотографии из личного архива Н. У. Мирсеидовой. Фотография Наргиз и Улана Мирсеидовых в балетном зале авторства Д. В. Сушкова.

 

Вернуться назад