Любовь сквозь ветер (об образах балета Love Fear Loss)

25 октября 2020

В период карантина казахстанцы вместе со всем миром самоизолировались. Театры, как места немалого скопления людей, были закрыты. В искусстве танца выходом из ситуации стали онлайн-проекты, организованные государственными и частными балетными труппами. Одним из таких мероприятий стал концерт театра Astana Ballet, показанный 2 сентября 2020 года для виртуального зрителя, и состоявший из двух одноактных балетов.

Артисты выступили в новом для них художественном пространстве — ботаническом саду города Нур-Султан. Сад, разбитый совсем недавно, находится рядом со зданием театра. Специально для съемок был огражден главный вход парка, где и располагалась площадка для выступления артистов.

Первым зрителю представили спектакль A journey of memory («Путешествие памяти», 2019) немецкого хореографа Раймондо Ребека на музыку Фредерика Шопена, Филиппа Гласса, Фазыла Сая и Эцио Боссо. Р. Ребек уже поставил несколько балетов на сцене ГТОБ «Астана Опера», среди которых «Сколько длится сейчас?» (2018) и «Бетховен — Бессмертие — Любовь» (2020).

В новой работе, созданной уже для Astana Ballet, хореограф размышляет о роли воспоминаний в жизни женщины. Главную партию исполнила ведущая солистка театра Татьяна Тен. На сцене оживают терзающие ее мысли и переживания, воплощенные в хореографии в сольных, дуэтных и массовых танцах. Кроме самого балетного представления внимание виртуальных зрителей, а также проходивших мимо посетителей Ботанического сада, привлекли огромная перекошенная люстра, занимающая авансцену; рама, охваченная чьими-то руками; зеркало, из которого мистически появляются воображаемые главной героиней персонажи. Сюжет спектакля представляется достаточно обычным и не вызывает желания погрузиться в него. Но что не вдохновляет одного, может впечатлить другого. Этому балету посвятила свою статью-рецензию «Мир воспоминаний на сцене театра “Астана балет”» У. Алиева, которая считает спектакль метафоричным, не позволяющим зациклиться на одной мысли. И, надо полагать, что справедливо, она отмечает, что Р. Ребек в этом спектакле обращает мысли зрителя к значению времени для человеческой жизни. Этому балету также посвящены статьи Ф. Мусиной «Три балета Раймондо Ребека» и С. Рахымбердиевой «Символический мир балета Раймондо Ребека “Путешествие памяти”».

 

Love Fear Loss («Любовь Страх Утрата») — название второго балета, о котором мы и поговорим. Важно подчеркнуть, что впечатления автора сконцетрированы на видеозаписи спектакля, представленной театром, а также на просмотрах различных отрывков балета из инстаграма. Потому каждое выступление артистов, в том числе и на сцене театра, могут отличаться друг от друга (как и составы), а, следовательно, и анализ сосредоточен только на видеозаписи, представленной в конце статьи.

Идея, хореография и костюмы спектакля принадлежат авторству Рикардо Амаранте, хореографа родом из Бразилии. В Казахстан он приехал по приглашению театра Astana Ballet, в котором на данный момент осуществил шесть одноактных постановок: Gaia (2016), A Fuego Lento (2016), Love Fear Loss (2016), Diversity (2016), «Прикосновение иллюзии» (2017) и «Жизель» (2018). В своих балетах хореограф ставит перед артистами театра головоломные задачи: переплетения хореографических стилей, образов, эпох. Его постановки составляют полную гамму чувств, испытываемых людьми в разные отрезки жизни. Зрелищность его спектаклей обеспечили и его умение придумывать уникальные дизайнерские и сценографические решения в гармонии с музыкой.

Музыка балета Love Fear Loss представляет композиции из репертуара Эдит Пиаф, Жака Бреля и Шарля Дюмона в талантливо-танцевальной обработке Натальи Чепуренко. Согласно аннотации на сайте Astana Ballet, одноактный балет навеян жизнью французской певицы Эдит Пиаф. В пятнадцатиминутном спектакле под открытым небом одна за другой выступают танцевальные пары, олицетворяющие Любовь, Страх и Утрату. За этот балет Р. Амаранте получил приз французской ассоциации танца (информация почерпнута на сайте Astana Ballet). Следует отметить, что спектакль был поставлен в театрах Бельгии, Испании, Кубы, Германии и США (в двух: Атланта и Айдахо), а также представлен на многочисленных гала по всему миру.

 

Первый дуэт составили солисты театра Дилара Шомаева и Дэвид Джонатан. Артистам необходимо было раскрыть тему зарождающейся любви в достаточно складной и изящной постановке хореографа. Под музыку песни «Гимн любви» стремительно пересекая импровизированную сцену, пара демонстрирует различные port de bras, rond de jambe на 90 градусов, позы arabesque. Несмотря на четкое следование танцевальному тексту, тема трепетного чувства любви мало просмотрелась: возможно артистам не хватило выразительности и проникновения в образ. Потому в большей степени очевидны удлинения поз и логического доведения танцевальных линий до их пластического завершения. Танец, лишенный романтики, стремится к конкретности и обусловленности: резко обрывающиеся позы, отвлеченные от образа движения, равнодушный взгляд отдаляют дуэт от заданного хореографом образа. Отношение пары к друг другу строилось на мимических выражениях, аккуратно выполняемых поддержках и исполнении различных видов tours. Это хорошо отрепетированное профессиональное выступление. Удачными оказались костюмы. Пастельно-розового оттенка туника танцовщицы и рубашка танцора на шифоновой основе, оживленные осенним ветром, придавали недостающую образу воздушность.

 

 

Следующий дуэт демонстрировал одно из терзающих и разрушающих человеческую душу чувство — страх потери любви, который с проникновенной чувственностью донесли до виртуального зрителя Айжан Мукатова и Сундет Султанов. Танцевальный дуэт гармонично влился в мироощущение хореографа, и, как следствие, в заданный им образ. Артисты искренны и убедительны. А. Мукатова — танцовщица не только с хорошими физическими, но и актерскими данными. Нисколько не уступает ей выразительный и сценически темпераментный С. Султанов. Несмотря на местами повторяющиеся танцевальные фрагменты, пара удерживает эмоциональный накал, сменяющийся полным расслаблением — смирением и принятием воли судьбы. А. Мукатова считает: «Это чувство, которое часто проживают любящие пары, но не каждый может его выразить в словах. Мы, в свою очередь, старались рассказать его языком танца». Дуэт показал виртуозные партерные движения и «воздушные» поддержки: осмысленные выведения ног на 180 градусов с дальнейшим неуловимым tour lent и переходом в позу «ласточки», кружения в пируэтах и поддержки — полеты в вечность. Небо, воздух, оголенные ветром ноги, утонченная красота пленительного танца остались в памяти надолго. Во многом такому успеху способствовала убеждающая в сюжете музыка Жака Бреля ‘Ne me quitte pas’ («Не покидай меня»), которой выступление артистов сопровождала концертмейстер театра К. Канапина. На вопрос, на что обращал хореограф особое внимание, А. Мукатова ответила тремя словами: EMOTION, EMOTION, EMOTION. И добавила, что он работает над каждой деталью: «Куда посмотрела, как посмотрела, куда наступила, как повернулась, как встала». Но все же перед самим выступлением Р. Амаранте акцентирует внимание на эмоциях, так как все остальное отрабатывается в репетиционном зале. Наверное, основной мыслью этой хореографической миниатюры является фраза из великого романа о любви: «Все лучшее покупается лишь ценою великого страдания…»

 

 

Нужно упомянуть о том, что именно этот дуэт в виде танцевальной открытки был выбран театром для видеоролика ко Дню Столицы (6 июля 2020 года). Там, на крыше небоскреба, среди разгуливающего столичного ветра, танцоры пели не только о Fear, но и о Love. Есть одно «но» — совсем не укладывается в сознании цветовая гамма костюма солистки — огненно-рыжая юбка и приглушенно-терракотовый лиф. Они органически разъединены от содержания. Но таково видение художника. Возможно, и этому есть объяснение.

 

 

Хореографическая партия, доверенная третьей паре — Татьяне Тен и Фархаду Буриеву, — наполнена оригинальными акробатическими элементами, насыщенной танцевальной лирико-драматической лексикой. Возможно, хореограф следовал французскому стилю и в хореографии, обозначая виртуозность артистов воздушностью и обилием прыжков. Артисты в начале дуэта были немного не точные в выражении смысла, а иногда техники танца. В передаче поставленных образов пара не всегда убедительна: возможно местами ей не хватило выверенных эмоций, осмысленных движений. Надо отдать должное видеосъемке (тем более крупными планами), которая требует максимальной отдачи и актерской выкладки, потому что камера «хватает» все. Сегодня зрителей не удивишь виртуозностью и техникой. Они ждут содержательного повествования танцевальной драмы. Они ждут того, о чем часто повторяла легендарная Майя — не пируэтов, а того, чтобы что-то осталось в душе. Ближе к середине дуэта пара вошла в «состояние» и достойно завершила спектакль. Эфемерное искусство балета — это тончайшие выражения души и зритель чувствует это тоже. Что касается пепельно-бордового цвета костюмов на артистах, то это тот самый выгоревший оттенок, отражающий душевное состояние дуэта.

 

 

Р. Амаранте создал восхитительный и темпераментный спектакль, отражающий судьбу Эдит Пиаф. В нем важно, чтобы все исполнители справлялись с поставленной хореографом задачей. Все же неизменным условием сценического успеха остается умение не только танцевать образ, но и играть его, живя в нем. Необходимо отметить тот факт, что спектакль по структуре похож на дивертисмент. Поэтому каждый дуэт самостоятелен и может исполняться отдельно от балета, в особенности второй дуэт, оставивший самое яркое впечатление.

 

 

Девятый театральный сезон Astana Ballet планирует посвятить медицинским работникам, представив десять благотворительных концертов. В репертуар вошли любимые зрителями спектакли труппы, а также дивертисмент «Наследие великой степи», ставший визитной карточкой театра.

 

Представляем небольшое интервью с хореографом LFL Р. Амаранте:

— Как Вам пришла идея поставить спектакль о судьбе Эдит Пиаф?

— Это было в 2013 году. Я работал в Бельгии. Там я и создал балет. Но идея пришла раньше, когда я работал в Париже (в Paris Opera Ballet). Тогда я и познакомился с творчеством Эдит Пиаф. Во время моей танцевальной карьеры я исполнял несколько хореографических композиций, осуществленных на ее песни. Тогда я влюбился в ее творчество и начал мечтать о постановке балета на ее музыку. Позже представилась сама возможность и я провел небольшое исследование ее биографии, истории ее песен. Я считаю, что это три самых сильных чувства, которые когда-либо испытывает человек: любовь, страх одиночества, страх перед утратой, и, конечно, потеря близкого.

В спектакле Вы также выступаете в роли художника по костюмам. Это хобби?

— Во многих своих балетах я являюсь художником костюмов. Я люблю придумывать новый дизайн. И для LFL я нарисовал их сам. Это полностью моя идея. Но я работаю и с другими дизайнерами.

— Над чем Вы работаете сейчас?

— Сейчас я работаю над созданием нового спектакля Longing. Балет о желаниях людей найти идеального партнера. Иногда ваша родственная душа — это не идеальный человек с идеальной внешностью. Это тот, кто связан с вашим разумом. Почему мы всегда ищем идеальное тело, привлекательных женщин или мужчин, а не свою родственную душу, человека, с которым действительно нравится быть рядом?

 

В статье использованы фотографии Асхата Нурекина.

 

От редакции журнала Qazaq Ballet желаем, чтобы новая постановка хореографа нашла отклик в сердцах главных критиков — зрителей. Премьера состоится 30 октября 2020 года.

 

Видео Love Fear Loss начинается с 31:05.

 

Ссылка для цитирования:

Молдалим Т. Ж. Любовь сквозь ветер // Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана. — URL: https://qazaqballet.kz/main_articles/ljubov-skvoz-veter/. Дата публикации: 25.10.2020. — Текст : электронный.

Вернуться назад