Кадыркул Андосов. Вспоминая творческую жизнь

17 января 2024

Как цитировать статью:

Уразымбетов Д. Д. Кадыркул Андосов. Вспоминая творческую жизнь // Qazaq Ballet  Magazine. Дата публикации: 17.01.2024 / https://qazaqballet.kz/main_articles/kadyrkul-andosov-vspominaja-tvorcheskuju-zhizn/

 

 

Интервью с профессором Кадыркулом Нысанбаевичем Андосовым возникло незапланированно, но работа над его подготовкой к печати проведена большая. Уточнялись многие факты, имена, должности, даты; проводилась сверка с архивными документами Москвы и Алматы. Кадыркул Нысанбаевич несколько раз вносил корректировки и дополнения. Я «боролся» с ним за каждое слово, которое сегодня может казаться несущественным, завтра станет важным историческим фактом. В конце концов, по моему убеждению, многие выдающиеся деятели культуры и искусства, педагогики и науки себе не принадлежат, потому что их творчество — это достояние народа и учеников, которые могут изучать и исследовать их вклад в развитие искусства и образования.

Беседа с К. Н. Андосовым озарена громкими именами деятелей из мира хореографии, с кем ему довелось общаться и работать. Например, воспоминания о его педагоге Николае Ивановиче Тарасове. Я сидел и выверял по карте Москвы маршрут Н. И. Тарасова от дома к институту, исходя из рассказа К. Н. Андосова, чтобы сохранить историческую достоверность описания. Герой интервью рассказал о своем педагоге Е. А. Усине, вспомнил и о встречах и беседах с Б. Г. Аюхановым и Р. Х. Уразгильдеевым.

В нашей беседе выстраивается целый жизненный путь, наполненный знаковыми событиями из уже истории высшего хореографического образования двух стран. Педагог делится своими взглядами на творчество коллег, на необходимые устремления у студентов и говорит о самых важных для него вещах в жизни.

 

— Кадыркул Нысанбаевич, расскажите о Вашей семье, о родителях.

— Родился я в простой семье в Туркестане. Отец Нысанбай всю жизнь работал железнодорожником, а мать Зерекуль была домохозяйкой, воспитывала детей, следила за порядком и уютом в доме. Нас было шестеро: две девочки и четыре мальчика[1]. Сегодня в живых остался только мой брат Кенжехан, который младше меня на десять лет.

 

Туркестан

 

— Как случилось так, что Вы стали заниматься танцем?

— В школе в Туркестане я ходил на секцию гимнастики примерно с четвертого класса. В 1956 году из Алма-Аты приехала Райша Марденовна Сейткалиева (позже — Ельчибекова) в гости к своим родственникам[2]. Райша Марденовна посетила нашу школу, посмотрела мои данные и рекомендовала к поступлению. Это было где-то в мае месяце, когда мне уже исполнилось 14 лет. Видимо, все случайно получилось. Я до сих пор не знаю ответа на этот вопрос. Родители переживали: «Как ты такой маленький в Алма-Ату поедешь? Никогда из дома не выезжал». В итоге после долгих размышлений отправили меня с соседом. Мы приехали на вступительные экзамены где-то в конце августа. Комиссия проверила нас, и мы прошли.

В первый класс я поступил к Асие Кенесаровне Бармаковой (потом взявшей фамилию супруга Бека Тулекова, известного художника). Я у нее занимался первые два года в училище. С нами параллельно обучалась группа ребят из КНДР, которым преподавали Ишпуль Кавкуловна Олзоева и Александр Владимирович Селезнёв. Потом нас объединили в класс Александра Владимировича. Нас в классе было пятеро: я, Алексей Максимов (сейчас в США), Вячеслав Дорошин (умер после окончания училища в 1965 году), Людмила Попова (Кремер) и Фируза Ултанбаева (Жулимбетова). Когда А. В. Селезнёв трагически ушел из жизни, художественное руководство школой взял на себя Ельдос Ашимович Усин[3] — воспитанник ленинградского хореографического училища (выпуск 1958 года), великолепный танцовщик. Я его называю академиком классического танца в Казахстане. Помню его выступление в pas de deux из «Жизели» на бенефисе А. В. Селезнёва. В конце выступления я считал: он начал вращаться и сделал девять (!) пируэтов влево. Дирижер (то ли Газиз Дугашев, то ли Фуат Мансуров) задержал оркестр и вместе с ним завершил последний аккорд.

 

Ельдос Ашимович Усин

 

Тогда было много удивительных исполнителей: Гани Акжанов, Каппар Алишев, Александр Бурханов, Булат Валиев, Виталий Васильев, Наталья Викентьева, Анварбек Джалилов, Камиль Еренчин, Фарида Койгельдинова, Сара Кушербаева, Инесса Манская, Юрий Малых, Заурбек Райбаев, Леонид Таганов, Майя Тиранова, Сания Тулусанова, Рашид Хасанов. Мы восхищались их танцем.

 

Алматинское хореографическое училище имени А. Селезнёва 2000-е)

 

— Что Вы танцевали в училище?

— Ельдос Ашимович, будучи уже художественным руководителем, преподавал нам классику. Тогда он мне предложил станцевать Вальс из первого акта из «Бахчисарайского фонтана» с Фирузой Ултанбаевой. Она была моей единственной партнершей во всех постановках. Мы танцевали этот вальс полностью в училищном концерте, позже — в театре на полугодовом отчетном.

Потом Заурбек Мулдагалиевич Райбаев приехал из ГИТИСа. Он поставил Революционный этюд А. Н. Скрябина на Минтая Тлеубаева, Жара Капесова и Леонида Семьянова[4]. Номер назвали «Борющаяся Африка». Параллельно балетмейстер начал работать с нами. Он поставил нам с Фирузой адажио на музыку «Вешних вод» С. В. Рахманинова. Потом было pas de deux из третьего акта «Дон Кихота». Entré и Adagio я танцевал в театре на отчетном концерте (вариацию не стали брать), когда выпускался Марат Мунтин[5]. Потом я еще готовил pas de deux Флорины и Голубой птицы из «Спящей красавицы». Надо отметить, что Е. А. Усин все показывал сам, причем досконально.

 

 

Выпускным спектаклем выбрали «Шопениану», которую и в театре, и в училище поставил З. М. Райбаев. Он недалеко жил и вечерами нам выписывали репетиции в школе. Мы занимались в большом балетном зале консерватории (я оттуда выпускался) на втором этаже. На одной репетиции перед началом урока я начал делать трюки по диагонали: chassé, entrechat-six в attitude. Бах! Сел на левую ногу (показывает) и все… Оказалось — очень сильно растяжение. Ребята меня подняли и отнесли в интернат. Это было в марте. Около трех месяцев я лежал. Ребята приносили мне обед и ужин, я не мог ходить. В то время классику у нас преподавал Гани Жолдыбаевич Акжанов. Дуэтный танец вел Леонид Михайлович Таганов, народно-сценический — Мабрура Зайнутдиновна Ахмедиева. Я госэкзамен не сдавал со всеми, не успел восстановиться. Позже уже с больной ногой все-таки сдал. «Шопениану» вместо меня станцевал Валера Мейрзон, рыжий такой был парнишка, который перевелся к нам на последних курсах. На отчетном я сидел в зале. Потом я пришел работать в театр. Но танцевал немного, нога побаливала…

— …И после некоторых раздумий Вы решили пойти учиться дальше. А почему именно педагогом, а не балетмейстером?

— Мы много и в интернате, и в театре говорили с ребятами про артистов, педагогов и балетмейстеров. Мы знали, что для того, чтобы стать балетмейстером надо иметь большую фантазию и талант. Я подумал, фантазии у меня вроде не было (смеется) и пошел на педагога учиться[6].

Полетел в Москву самолетом документы подавать в 1966 году. С 25 по 29 июля 1966 года состоялись вступительные экзамены. В комиссии сидели Р. В. Захаров, А. А. Лапаури, М. Т. Семенова, Н. И. Тарасов и другие. Николай Иванович Тарасов спросил меня:

— Кто у вас дуэт вел?

— Леонид Михайлович (ответил я робко).

— Лавровский что ли? (с улыбкой)

— Нет, Таганов.

Они засмеялись. Потом еще вопрос: «Кого ты считаешь из артистов Большого театра исполнителем-актером?». Я кого-то назвал, видимо, из кордебалета, не помню фамилию. Они переглянулись… Но я все-таки поступил.

С нами учились девочки из Прибалтики — Лайсве Даутартайте и Лиана Дышлере, Александр Прокофьев (приехавший сначала к нам в казахский театр из Новосибирска), Уран Азимов, Надежда Черникова, Муза Лебедева, Жар Капесов и другие. Мы все сдавали экзамены. А артисты Большого театра в это время гастролировали в Америке. Среди них были Ярослав Сех, Михаил Кухарев, Георгий Тарасов, Игорь Пицунов и Александр Лавренюк. Первого сентября приходим в институт, а они — тоже там. Это был наш курс от начала до конца у Н. И. Тарасова. А вообще нас 19 человек выпустилось в 1971 году.

— А какие были педагоги и дисциплины?

— По методике народно-сценического танца нам преподавала профессор Тамара Степановна Ткаченко. Для показа нам некоторых танцев и материала к ним она приглашала артистов Большого театра. Так мы увидели Анатолия Борзова (он показывал венгерский танец), Александра Лавренюка (испанский), Ларису Трембовельскую (испанский, цыганский). Методику классического танца вел Н. И. Тарасов, а с женской группой параллельно работала Марина Тимофеевна Семенова. Методику исторического танца вела ученица М. В. Васильевой-Рождественской Ирина Сергеевна Ивлиева. Она заканчивала вместе с К. М. Жакиповой, С. А. Сегизбаевой (Наурызбаевой), Р. Р. Курпешевой и, кстати говоря, с ними учились Инга Евгеньевна Левченко и Петр Антонович Пестов. Александр Давидович Цейтлин читал нам курс музыкальной драматургии балета, чтение партитур. Наследие классического танца у нас вели Наталья Георгиевна Конюс и Ольга Георгиевна Тарасова. Историю балета читала ученица Н. И. Эльяша, к сожалению, не помню ее имени. Искусство балетмейстера у нас в качестве факультатива вел профессор Андрей Васильевич Шатин. Лекции по основам теории музыки, музыкально-танцевальному репертуару и истории музыки читала Ангелина Сергеевна Шафран — энциклопедия! Она увлекательно преподносила истории из жизни и творчества композиторов, с упоением и любовью относилась к героям своих рассказов.

Тренаж-класс пять раз в неделю нам давал Петр Антонович Пестов. Он был в числе первых выпускников Н. И. Тарасова. Урок начинался в 8:30 утра. П. А. Пестов выжимал из нас все соки, часто давал сложнейшие комбинации с большой нагрузкой и непростыми музыкальными акцентами.

Говорить о том, многому ли научился у своих педагогов, не могу. Ну может я взял 25–30% тех знаний, что они давали…

 

 

— Как Николай Иванович Тарасов работал с Вами?

— В общежитии мы жили на улице Трифоновской, 45б около рижского вокзала. Учебный корпус базировался в Собиновском переулке, в доме № 4[7]. В последний год учебы нас перевели на Неглинку[8], где до сих пор проходят занятия балетмейстерского факультета.

 

ГИТИС, Неглинная, дом 6/2

 

Николай Иванович жил недалеко от Никитских ворот в двухкомнатной квартире, которая находилась в Спиридоньевском переулке в доме № 5. Помню, как он шел неторопливо со своей супругой Ниной Константиновной Архангельской на занятия. Так они шли сначала по Спиридоновке, потом по Большой Никитской до театра Маяковского, а оттуда — к институту. Мы иногда встречались по пути. Здороваемся. Пытаемся идти рядом. Он говорит: «Ну вы бегите, у вас же ноги молодые, бегите!» Это я хорошо запомнил.

Хочу подчеркнуть, что Н. И. Тарасов до конца своих дней был окружен заботой своей супруги. Она всегда сопровождала его на занятия. Придут, потом она говорит: «Ну все, я пошла», а педагог начинал с нами заниматься. У меня сохранилось письмо от нее[9]. В нем она благодарила за сотканную пряжу из верблюжьей шерсти для Николая Ивановича, которую сделала моя мама.

У нас три раза в неделю в расписании стояла «Методика классического танца». Николай Иванович сам уже не показывал. Он просил кого-то из студентов. И при этом объяснял только раз. Запомнишь, не запомнишь — твои проблемы. Ошибаешься. А он спрашивает: «А почему?»

Первое время было сложно подстроиться под такой ритм работы, потому что требования жесткие, учебные примеры непростые и новые для меня. Но он успокаивал: «Ничего страшного, все получится». Музыку он любил импровизационную. Наш концертмейстер сама все играла, он ей не говорил про темпы и размеры, только название движения. У них все было отработано годами практики. Николай Иванович говорил только одно слово — «начали», без «пожалуйста», как у нас привыкли. На уроке он видел всех и всё и был немногословным. И нас учил: не надо много говорить, делайте конкретные адресные замечания.

Когда Николай Иванович отсутствовал по причине болезни, его заменяли Герман Николаевич Прибылов или Евгений Петрович Валукин. Позже он приглашал домой одного-двоих студентов в назначенное время. Мы приносили выполненное учебное задание. Держась за стульчик, показывали ему. Он проверял точность выполнения движений. Исправлял положения головы (en dehors и en dedans) и рук. Потом он поправлял составление комбинаций. Говорил, что надо всё охватить в них: группы мышц, развить координацию, устойчивость и все остальное, что необходимому классическому танцу. В уроке должна быть общая целостность. В каждом упражнении — развитие от простого к сложному: начало, повтор, развитие, завершение. Когда педагог дает класс для артистов балета, он должен знать какой спектакль им предстоит танцевать. Исходя из этого, выстраивает урок — сложный или легкий. Когда учились, мы разбирали всю программу обучения в хореографическом училище по классам, что мы потом делали и в ВШХ.

Еще что было важным. Н. И. Тарасов обращал внимание на дикцию и на произношение, на лаконичность объяснения заданий. Говорил (и сам так делал), что не надо растягивать всё, нет времени.

— Расскажите про его знаменитую книгу.

— Он писал книгу «Классический танец. Школа мужского исполнительства» при нас. На нас апробировал и при нас она издавалась. К сожалению, только посмертно в 1975 году он получил за нее Государственную премию СССР. В ней он очень скрупулезно описал методику выполнения элементов классического танца. Он подробно указывал на то, как нужно выстраивать урок классического танца в каждом классе, как составлять учебный план, вопросы учебной практики, даже как оценивать работы и поведение студентов. Основной материал — это тщательно расписанная методика исполнения движений и примеры с картинками[10].

Когда Н. И. Тарасов узнал, что я из Казахстана, он вспомнил про другого своего ученика: «Из Казахстана был такой Заур Райбаев, учился у меня по композиции классического танца. Он как исполнитель в составе государственного ансамбля песни и танца КазССР уехал на гастроли в Америку. Приехав оттуда, он каким-то образом привез сувениры всем преподавателям и студентам — таким был внимательным, культурным человеком».

 

Большой театр (Москва)

 

— Кадыркул Нысанбаевич, Вы же жили и учились в Москве как раз в тот самый Золотой век Большого театра. Что и кого Вы видели?

— Большой театр, да… Мы бывали почти на всех спектаклях. К тому же там работали наши однокурсники. Они делали нам контрамарки. Мы видели на сцене Наталью Бессмертнову, Владимира Васильева, Юрия Владимирова, Мариса Лиепу, Екатерину Максимову, Майю Плисецкую, Нину Сорокину, Нину Тимофееву, Николая Фадеечева. Майю Плисецкую я смотрел в «Лебедином озере», «Кармен-сюите». Екатерину Максимову — в «Дон Кихоте», Нину Сорокину — в «Спящей красавице», а также вместе с ней Юрия Владимирова в балете «Весна священная» в постановке В. Ю. Василёва и Н. Д. Касаткиной. Они были первыми, кто обратился к «забытой» тогда музыке И. Ф. Стравинского.

Когда мы на втором курсе учились, Ю. Н. Григорович как раз ставил свой звездный «Спартак». На репетиции категорически не пускали. Да и на премьеру, конечно, попасть было невозможно. Мы уже потом текущие спектакли смотрели, все составы причем. И это был мой любимый балет.

В Большом театре я как студент ГИТИСа смотрел мужской класс, где занимались Владимир Васильев, Юрий Владимиров, Алексей Ермолаев, Михаил Лавровский и другие. Они такие трюки делали! Помню еще, как мы много занимались, у нас стирались балетные туфли. Мы просили своих однокурсников — то Мишу (Кухарева), то Игоря (Пицунова) — принести туфли из театра, где им их выдавали. И они всегда приносили.

Посещали мы и другие театры и концерты. Например, в театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко мы смотрели «Лебединое озеро», «Эсмеральду». Тогда на сцене блистали Маргарита Дроздова, Вадим Тедеев. Бывали частенько и на концертах ансамбля Игоря Моисеева в концертном зале имени П. И. Чайковского.

— Вы окончили ГИТИС. После такой наполненной событиями и общением с большими людьми жизни Вы вернулись на родину…

— Я приехал из Москвы в 1970 году[11]. У меня была педагогическая и преддипломная практика и подготовка к сдаче дипломной работы. После сдачи дипломной работы в январе 1971 года продолжил работу в хореографическом училище и трудился там свыше 20 лет. Меня направило Минкультуры СССР или запрос был, точно сейчас уже не скажу. Но они знали, что я ГИТИС заканчивал. Мне дали второй или третий класс, где занимались Анатолий Семенов, Омар Мынбаев и Есенгельды (фамилию не помню). Я с ними занимался до 7 класса.

— Но в театр Вы еще раз вернулись, но уже в другом качестве.

— Да. Когда родился мой второй сын Шангерей в 1978 году, возникли некоторые финансовые сложности. Я пошел к Зауру Галиевичу (Райбаеву), попросился на работу в театр. Он сказал: «Приходи, будешь давать класс». Но я мало работал там, где-то полгода на 0,5 ставки. Давал общий класс, иногда мужской. Артисты (около 40–50 человек) занимались в маленьком зале, все плотно стояли, ставили дополнительные станки. Тогда не было такого большого зала как сейчас после реконструкции. На его месте декорационный цех базировался.

— А чуть позже встал вопрос о Высшей школе хореографии…

— Булат Михайлович Джантаев хотел, чтобы наши преподаватели имели высшее профессиональное образование, чтобы у нас начали готовить таких специалистов.

— И как же все начиналось?

— Обсуждение этой темы началось примерно в 1992 году. У нас в хореографическом училище с утра шли занятия, потом сценическая практика длилась с 16:00 до 20:00. После всего этого мы оставались и продолжали работать — Е. А. Усин, Б. М. Джантаев и я. Сначала составляли учебный план. Отдельно для студентов, имеющих большой педагогический стаж, мы сделали программу трехгодичного обучения. Ее рукописные черновики у меня хранятся.

Когда ВШХ утвердили, пригласили Людмилу Антоновну Жуйкову[12] и Алексея Степановича Ивкова[13]. Его назначили заместителем директора Высшей школы хореографии. Он тогда кандидатскую писал, все время обращался к моей супруге Файе с просьбой набрать ему тексты на машинке. Он преподавал всеобщую историю и историю Казахстана. Именно он пригласил в ВШХ из академии спорта преподавателей философии, Фаину Лябиповну Рабиеву, которая вела французский язык и многих других. Когда перешли в институт, тут уже свои были педагоги.

 

Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова

 

— А потом стартовал факультет высшего профессионального образования…

— Тогдашний министр культуры Серик Копыжанович Ашляев подписал все документы. У нас в музее сотрудник отдела кадров зачитывал приказ о вхождении ВШХ в структуру института театра и кино. Ректор Талгат Досымгалиевич Теменов сразу предложил: «Переходите в институт». Хотя там не было условий для занятий хореографией. Нам сначала выделили два зала (сегодня 92-й и 93-й на втором этаже). До нас там шли занятия по мастерству актера. Ректорат находился там, где сегодня 25б зал. В соседней аудитории (где Ира сидит и печатает) была его комната отдыха. Кабинет проректора Карлыгаш Ибрайхановны Мурзахановой[14] находился там, где сегодня деканат факультета хореографии.

Потом все это перестроили, сделали два балетных зала. Выпускница академии (к сожалению, не припомню ее имени) выступила спонсором. Я пошел покупать трубы. Попросил помочь водителя УАЗика из училища. Купил трубы, принес в институт, а их украли. Потом нашли еще какие-то деньги и купили снова. Дали сварщика. Я стоял и держал трубы, варили вместе, потом красили. Д. В. Сушков помнит это все, он приходил, помогал. Помню, он, как и сегодня, ходил с несколькими сумками, нагруженными балетными вещами, книгами. Настал черед зеркал. Я специально ходил в училище измерять на какой высоте от пола они должны крепиться. До сих пор помню — 57 сантиметров! Установили зеркала. Вот так все начиналось. Сейчас уже все забыли это.

— Под Вашим руководством трудились далеко не последние люди. Как Вам удавалось работать с таким коллективом мэтров?

— Я к ним относился с уважением. Даурен Тастанбекович Абиров, Заурбек Мулдагалиевич Райбаев, Сара Идрисовна Кушербаева, Булат Газизович Аюханов, Ельдос Ашимович Усин, Минтай Женельевич Тлеубаев — все они были выдающимися личностями, артистами, балетмейстерами и педагогами. Они очень многое определили своим нахождением на факультете и заложили крепкие традиции.

 

Первый выпуск студентов специализации «Режиссура хореографии». Гн. Н. Габбасова, Г. Ю. Саитова, Гм. Н. Габбасова, мастер курса Б. Г. Аюханов, Т. О. Изим, Л. В. Ким, Л. Т. Альпиева. 1999

 

Б. Г. Аюханов работал первый год. Тогда все было непросто. Новая государственность, новая экономика, новая школа в конце концов. Помню забавный случай. Нам на несколько месяцев задержали зарплату. Он мне звонит домой. Диалог без прелюдий:

— Сколько можно сидеть без зарплаты?

— Булат Газизович, ну не выдают, задерживают, ничего не могу поделать.

— Слушай, я работать, наверное, не буду. Три месяца работаю — ни копейки не получил. Что это такое на самом деле?

Мы, конечно, посмеялись. Хотя нелегко было мотивировать педагогов в то время.

Б. Г. Аюханов много работал со студентами. Расскажет им идеи разные, объяснит, как это воплощать и ждет от них свершений. По-моему, он много не показывал, как ставить. Больше наблюдал как раскроется индивидуальность. З. М. Райбаев наоборот очень много показывал на уроке, двигался, активно вел занятие. Е. А. Усин был очень культурным человеком, никогда не повышал голос. Все спокойно скажет, покажет. А показывал гениально. Минтай к нам пришел в 1995 году. Я на совещании говорю: «Возьмите по двое студентов себе — будет две разных мастерских». Они сами загорелись сделать такие наборы, чтобы показать две школы — московскую и ленинградскую. Таким образом Заур Галиевич взял к себе на курс Гульжан Туткибаеву и Людмилу Кабацкую, а Минтай Женельевич — Адалят Акбарову и Тахира Баратова.

Забавный случай про Даурена Тастанбековича Абирова, который начал танцевать прямо на экзамене, любил при встречах вспоминать Роберт Хасанович Уразгильдеев[15]. Он был приглашен председателем государственной аттестационной комиссии. Идет госэкзамен. Студент что-то не то сделал один раз, другой. Тут Д. Т. Абиров вскакивает и начинает возмущаться, что это надо по-другому исполнять и начинает «в полную ногу» показывать. Р. Х. Уразгильдеев потом смеялся: «Ваш аксакал прямо на экзамене начал танцевать! Вот это любовь к танцу!»

Светлана Амангалиевна Наурызбаева и Куаныш Майлиновна Жакипова обучали преподаванию в первых трех классах хореографического училища. К. М. Жакипова также вела композицию историко-бытового танца, а теорию и методику преподавания (далее — ТиМП) историко-бытового танца — С. А. Наурызбаева. Раиса Рыскельдиевна Курпешева изучала со студентами программу старших курсов училища. Ольга Борисовна Шубладзе и Султан Жолдыбаевич Косманов на разных курсах вели ТиМП народно-сценического танца — это была программа с четвертого года обучения балетной школы. Композицию народно-сценического танца и наследие вел Э. Д. Мальбеков. Е. У. Усин преподавал композицию и ТиМП дуэтно-классического танца. Я вел композицию классического танца. Л. А. Мамбетова сначала вела историю балета, потом О. Б. Шубладзе. Л. А. Жуйкова читала музыкально-исторические и музыкально-теоретические дисциплины, историю мировой культуры. Э. Г. Есырева преподавала общее фортепиано. Е. К. Кабдуллин читал лекции по музыкальной драматургии балета.

 

 

— Жизнь нервная была на посту декана, да?

— Еще бы! Помимо всего прочего, что я делал, могли вызвать в любое время дня и ночи и заставить решать проблемы непонятно откуда взявшиеся. Важно было также следить за посещаемостью студентов и преподавателей. Пришли, не пришли — надо разговаривать со всеми, убеждать, внушать. Много всего случалось. Но все выпуски проходили успешно, студенты получали дипломы. При мне не отчисляли студентов, потому что я боролся за каждого. С другими кафедрами мы тоже сотрудничали. Особенно с театральным факультетом и его деканами: вначале был Жар Нурмуханович Капесов, потом Бекболат Болатжанович Курмангожаев, Аман Бекенович Кулбаев. У них была дисциплина «Танец», они просили помочь с педагогом. Я порекомендовал Наталью Львовну Гончарову. Так она пришла в академию, а потом и на факультет.

Была проведена большая работа по становлению факультета. Разработаны все учебные программы. Осуществлен целый ряд выпусков режиссеров хореографии, режиссеров современной хореографии, режиссеров казахской хореографии, педагогов хореографии. В 2001 году открыли специальность «Педагогика бального танца», с 2004 года осуществили наборы и выпуски магистрантов. Факультет стал методическим образовательным центром по хореографии. Пора и на отдых. Поэтому 19 октября 2010 года я по собственному желанию ушел с поста декана. Но передал все, что мог, своим преемникам.

 

Студенты К. Н. Андосова на экзамене в зале имени М. Ж. Тлеубаева. Фото Д. Д. Уразымбетова. 24.12.2021

 

— Какие качества должны быть у студентов?

— У учеников должно быть желание. Они должны впитывать в себя все, что им показывает и предлагает преподаватель, стараться все усвоить. Прежде чем стать педагогом, надо пройти исполнительскую школу, иметь большой опыт. Будущие балетмейстеры должны быть прежде всего высокообразованными людьми, знать мировую историю, в том числе музыки, живописи, своего народа, отечественного и зарубежного искусства. Отсюда все пойдет в творчестве. А как еще балетмейстер напишет либретто к своему спектаклю?

— А как Вы мотивировали студентов к учебе?

— Часто такое встречается, когда ребята отлынивают от учебного процесса, ленятся, не хотят думать. Долг педагога в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому и вдохновить студентов. Они должны понимать, что получают образование в первую очередь для себя. У преподавателей факультета хореографии не так много времени, чтобы успеть дать весь материал. Многое студенты должны сами освоить. Чтобы заинтересовать и вдохновить молодежь педагог сам должен быть очень образованным, причем не только в своей сфере, но и в других областях.

На факультет поступают абитуриенты с разной базой подготовки. Поэтому все равно приходится варьировать учебные планы и задачи, адаптировать их к каждому набору. При этом студенты по-разному улавливают учебный материал: кому-то достаточно строгого взгляда, а кому-то надо многократно повторить. Но такова работа педагога. Самое важное — чтобы студенты понимали цену всему. И чтобы они любили дисциплину, которую изучают. А эту любовь кто прививает? Правильно — педагог.

— Что в жизни главное?

— Главное — это не забывать родителей и их вклад в тебя. Какими бы они ни были, они воспитывали, болели за своих детей, делали все возможное, чтобы дать образование, чтобы вырастить. В послевоенные годы все складывалось очень непросто. Нас шестеро было. Всех надо кормить ценою собственных нервов и здоровья. Но наши родители всех шестерых детей поставили на ноги, всем дали образование. В искусство, правда, кроме меня никто не пошел (смеется).

— Родители гордились Вами?

— Они в ауле жили, не знали, что такое балет. Но всегда говорили: «Профессия у него как у Аюханова. Наш сын как Аюханов!» Так мыслит большинство, кто не знаком с искусством балета. А у нас таких много осталось в глубинках, даже сегодня.

— Какие бы Вы хотели пожелать новые достижения факультету?

— Я хотел бы, чтобы педагоги были профессиональными, знающими, многоопытными. Кто по-настоящему научит педагогике и режиссуре хореографии. По моему убеждению, чтобы стать преподавателем факультета хореографии, необходимо пройти педагогический путь в хореографическом училище.

Николай Иванович Тарасов говорил нам: «Вы получите дипломы. И что? Будете ходить с ними как с табличкой “Я закончил ГИТИС у Николая Ивановича”? Нет. Чтобы стать настоящим педагогом, вам надо 10–15 лет проработать в училище, состояться, а потом уже можете называть себя педагогами».

 

18 ноября 2021 года

 

Беседа и литературная запись Дамира Уразымбетова

 

[1] Старшая сестра Каншаим, брат Жумагул, сестра Мунаим, Кадыркул, братья Торехан и Кенжехан.

[2] Р. М. Сейткалиева (Ельчибекова) в 1949 году окончила педагогические курсы у А. Я. Вагановой при Ленинградской консерватории. См. Здесь музыка венчает танец: 50 лет кафедре хореографии Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Композитор — Санкт-Петербург, 2013. С. 254.

[3] Д. У.: Ельдос Ашимович Усин (11 октября 1938 — 11 июня 2009) — артист балета, балетмейстер, педагог, первый заведующий кафедрой режиссуры хореографии Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова.

[4] В Алекса его «переименовал» Б. Г. Аюханов.

[5] Д. У.: В книге «Қазақстан хореографиясының алтын бесігі» на фоне других конкретных годов выпусков почему-то указывается двойная дата восемнадцатого выпуска 1960–1961, среди которых был М. И. Мунтин.

[6] Д. У.: Когда мы учились в академии, Кадыр Нысанбаевич такие комбинации нам задавал на тренаж-классе, что я бы поспорил насчет отсутствия у него, как он говорит, фантазии.

[7] Д. У.: Сегодня — Малый Кисловский, 6.

[8] Д. У.: Улица Неглинная, 6/2.

[9] Д. У.: Письмо Нины Константиновны Архангельской Кадыркулу Нысанбаевичу Андосову датировано 6 августа 1970 года. Оно любопытно для изучения. Так, например, Нина Константиновна сообщает, что Николай Иванович Тарасов сидел сначала на госэкзаменах в ГИТИСе, потом на приемных. После этого они планировали уехать на отдых. Однако в день их отъезда прислали из издательства ту самую знаменитую книгу «Классический танец» на корректуру и «Николай Иванович проработал весь отпуск».

[10] Д. У.: Книга Н. И. Тарасова неоднократно переиздавалась. Недавно также издана книга: Тарасов Н. И. 95 уроков классического танца : Учебное пособие. Автор-составитель И. Л. Кузнецов. Москва; Санкт-Петербург: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2016.  464 с.

[11] Д. У.: 2 сентября 1970 К. Н. Андосов официально приступил к работе в Алма-Атинском хореографическом училище. У него в приложении к диплому ГИТИСа указано следующее: «Выполнил дипломную работу в качестве педагога классического танца в третьем классе мальчиков и педагога народно-сценического танца в первом классе с оценкой “отлично”» (26 января 1971 года).

[12] См. Неповторимые слова : К юбилею Людмилы Антоновны Жуйковой. Автор-сост. Д. Д. Уразымбетов. Алматы: Книжный легион, 2016. С. 76–77.

[13] Д. У. — Алексей Степанович Ивков (23 апреля 1938 — 4 января 2021) — кандидат исторических наук. Окончил КазГУ имени аль-Фараби. Преподавал историю в Алматинском хореографическом училище имени А. В. Селезнева.

[14] Д. У.: Карлыгаш Ибрайхановна Мурзаханова (12 июня 1956 — 21 июля 2011) — кандидат филологических наук, заслуженный деятель Казахстана. Работала на руководящих должностях в средней школе, институтах, в МОН РК. Последние годы жизни — директором Алматинского хореографического училища имени А. В. Селезнева.

[15] Д. У.: Роберт Хасанович Уразгильдеев (13 мая 1935 — 19 февраля 2015) — доктор искусствоведения, народный артист Кыргызской Республики. Работал в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского и Кыргызском государственном академическом театре оперы и балета имени А. М. Малдыбаева. Работал также в балетных труппах в Каире и Тегеране, в Минкультуры Кыргызской ССР, проректором по научной работе и заведующим кафедрой хореографии Кыргызского государственного института искусств имени Б. Бейшеналиевой. Автор более 300 работ о театральном и хореографическом искусстве, в том числе более 15 монографий.

Вернуться назад