Гульжан Туткибаева: «Не делай плохого и умей прощать»

25 апреля 2019

Корреспондент журнала «Qazaq Ballet» Баян Бекетаева побеседовала с главным балетмейстером Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, народной артисткой Казахстана, кавалером ордена «Құрмет» Гульжан Усамбековной Туткибаевой о ее работе, о трудностях руководства балетной труппой, о планах алматинского театра, который в этом году отмечает 85-летие, а также об ее взглядах на жизнь.

 

— Вы вступили на должность руководителя балетной труппы в 2012 году. С того времени прошло семь лет. Что изменилось за этот период?

— Время не стоит на месте. В любой творческой организации не бывает застоя: есть либо подъем либо падение. Это зависит от многих факторов — от руководства театра, от состава труппы, от репертуарной политики и, конечно же, от внимания государства к театру.

Сегодня мы большое внимание уделяем сценографии, костюмам, световым решениям. Такие спектакли мировой классики, как «Лебединое озеро», «Спящая Красавица», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан», «Дон Кихот» у нас были в плачевном состоянии, потому что сильно устарели костюмы и декорации. Возникла острая необходимость их обновления. Наш театр кроме алматинцев часто посещают иностранные гости, поэтому балеты должны выглядеть самым наилучшим образом.

Необходимо отметить, что наряду с обновлениями старых спектаклей появляются и новые балеты. Сам репертуар театра всегда был очень большим, интересным и разнообразным. Диапазон его велик. У нас в афише шедевры мировой классики, а также спектакли мэтров балета Ю. Григоровича «Ромео и Джульетта», «Легенда о любви» и Б. Эйфмана «Анна Каренина» и «Красная Жизель». Другой вопрос в том, что мы не можем сейчас показывать все спектакли — это зависит от состава исполнителей.

Мы столкнулись со сложностями финансирования и условий работы для наших артистов балета. С открытием театров «Астана Опера» и «Астана Балет» произошел большой отток кадров и это нормально, потому что люди хотят работать в лучших жизненных и творческих условиях. Куда входит хорошая заработная плата, зарубежные гастроли и многое другое. Правда, с какими бы сложностями мы не сталкивались творческая атмосфера балетной труппы никогда не иссякала. Я как руководитель большое внимание обращаю на целостность спектаклей, на артистичность, музыкальность и чистоту исполнения артистов.

— Бывает, люди пишут негативного характера комментарии. Особенно сейчас подобное распространяется в социальных сетях. Как Вы относитесь к такого рода критике?

— К критике отношусь абсолютно нормально, ведь сама являюсь человеком самокритичным. Часто бывает, что зритель восхваляет спектакль, а мне он может совсем не понравиться и, если я увидела недостатки, то мы все вычищаем, исправляем и дорабатываем. Однако, бывает необъективная, смешная и, даже странная критика, на которую, честно говоря не стоит обращать внимания. А иногда, свежий взгляд простого зрителя, совершенно не понимающего специфику балета, просто необходим. Я всегда обращаю внимание на их ощущения и впечатления, ведь именно для простого зрителя мы и работаем.

— Этот год для театра оперы и балета имени Абая является юбилейным. Одному их самых уважаемых и известных театров нашей страны исполняется 85 лет. Каких изменений хотелось бы лично Вам как руководителю балетной труппы?

— Прежде всего, хотелось бы притока высококвалифицированных специалистов с хорошей профессиональной подготовкой. Мы всем артистам найдем хорошее применение. С таким большим репертуаром каждый смог бы проявить себя в больших и малых ролях. Хотелось бы побольше гастролей, ведь каждый артист хочет показать себя не только у себя в стране, но и за рубежом. Тем более, нашей балетной труппе есть что показать.

 

— В скором времени балетная труппа покажет ряд новых постановок. Расскажите про эти спектакли.

— Это будут три одноактных спектакля. Один из них шедевр мировой классики «Шопениана» Михаила Фокина. Это не новый спектакль для нашего зрителя, он шел когда-то в нашем репертуаре и несколько раз ставился. Будут обновленные сценография и костюмы. Раньше почему-то он шел с малым количеством декораций. Я, еще тогда совсем молодая балерина, не понимала почему «Шопениана» идет как дивертисмент и хочу, чтобы этот балет предстал в новом виде, в новых ощущениях.

Далее мы хотим представить еще два одноактных спектакля нашему зрителю. Два современных балета, которые поставлены специально на нашу балетную труппу. Эти спектакли нигде и никогда не шли и впервые будут показаны на сцене ГАТОБ имени Абая. С полной ответственностью можно заявить, что это будет мировая премьера.

Один из спектаклей поставлен на музыку клавирного концерта с оркестром Иоганна Себастьяна Баха. Он назван «Открывая Баха». Это видение балетмейстера-постановщика из Австралии — Дэвида Джонатана. По моему мнению, тема спектакля интересна. Она об искусстве, о свободе, о желании полета, о постоянном развитии. Это вкратце. Остальное покажет сама премьера, на которой кстати будет играть Амир Тебенехин.

Третий одноактный балет поставлен на знаменитую музыку Мориса Равеля «Болеро». Несколько лет назад была мысль, чтобы в нашем репертуаре появился спектакль на эту музыку. Мы планировали создать абсолютно новый спектакль на современном хореографическом языке, что на сегодняшний день нам это уже удалось. Балетмейстером-постановщиком является известный ныне в Казахстане Рикардо Амаранте. Думаю, это будет интересно для наших зрителей. То, что мне хотелось несколько лет назад, осуществляется сейчас.

Все эти балеты полностью соответствуют нашему театру, его имиджу, начиная от выбранного музыкального материала, хореографии, сценографии, костюмов и другого. Немаловажным фактором является заинтересованность в спектаклях артистов балета, что для меня очень ценно. Моей задачей было «встрепенуть» и вдохновить их, чтобы они могли увидеть и ощутить новые грани творческого процесса.

— Почему Ваш выбор пал на эти спектакли? И как началось сотрудничество с Д. Джонатаном и Р. Амаранте?

— В репертуаре театра есть одно из произведений М. Фокина «Шехеразада» на музыку симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова, который любим нашими зрителями. Нам пришла идея познакомить их с другим, не менее впечатляющим творением балетмейстера «Шопенианой» на музыку Ф. Шопена.

Спектакль «Открывая Баха» вышел немного неожиданно, было много обсуждаемых деталей и вариантов решения. Мне самой хотелось поработать с Д. Джонатаном. Идею и музыку предложил сам постановщик. Было много обсуждений, но наши вкусы и мнения однозначно сошлись.

А почему «Болеро»? Потому что это «Болеро»! Музыка Мориса Равеля сама по себе очень интересна. С работами Р. Амаранте мы все давно знакомы и они нами любимы. И подумали: «Почему бы и нет?» (улыбается).

 

— Вы в основном создаете балеты в классическом стиле и неоклассике. Планируете ли Вы спектакли в более современной пластике как наши зарубежные коллеги?

— Планируем. Конечно, я создаю в основном в классическом стиле и неоклассике потому, что мне близки эти стили. Но, допустим в кантата-балете «Кармина Бурана» танцевальный язык в большей степени поставлен в современной хореографии. Многие мои коллеги это отметили. Ставить в современной пластике дело не простое. Необходимо в первую очередь хорошо знать этот язык и работать над его воплощением, что в принципе я и делаю. Я посещала много мастер-классов по современной хореографии и в ближайшем будущем мной будет поставлен балет в современном стиле.

Мной давно вынашивается одна идея совместно с художниками Павлом Драгуновым и Софьей Тасмагамбетовой, где танцевальный язык никак не может обойтись без современной хореографии. Не буду раскрывать пока детали, все это в перспективе.

— Мир очень быстро развивается, как и балетное искусство. Насколько хореограф может успеть за этими изменениями, да и должен ли?

— Необходимо следить за общими тенденциями развития и всегда развиваться самому. Хореографы придумывают разные интересные вещи, но иногда новое, это хорошо забытое старое; или на базе старого можно немного видоизменить и развить, благодаря чему все по новому зазвучит.

Многое зависит от внутренней личностной культуры самого хореографа, от его мировоззрения, от отношения к жизни и миру. Я не понимаю, например, когда артисты балета полностью обнажаются, если это необходимо для какой-то сцены и в этом есть свой смысл, то это понятное дело. Но нет никакого новшества танцевать весь спектакль обнаженными. И я считаю, что мы не должны к такому стремиться, это не свойственно нашей культуре.

Хореографу необходимо много видеть, слышать, всесторонне развиваться и стараться идти в ногу со временем. Правда, идя в ногу со временем, хореограф не должен терять своего мнения, видения и отношения. Хореограф не должен в погоне за новым становиться в своем роде обезьянкой (улыбается).

— Чем Вы руководствуетесь при выборе сюжета и музыкального сопровождения?

— Прежде всего, сюжет должен быть сам по себе интересным. Есть два момента: первое — тема должна быть очень близка самой себе, когда хочется выразить то, что ты чувствуешь, показать свое отношение, представить свою интерпретацию; второе — когда берешь тему, интересную зрителю.

Музыкальная композиция должна в первую очередь соответствовать сюжету балета, но опять-таки все зависит от видения хореографа. Лично для меня важно, когда в музыке слышится драматургия, яркая мелодика и тема и разнообразные, интересные переливы.

Раньше современную музыку я не воспринимала, она была для меня странной и не понятной. Сейчас у меня другое отношение к ней. В музыку нужно хорошо вслушиваться и стараться ее понять, а благодаря хореографии ее можно еще больше раскрыть.

— В чем заключается Ваша философия жизни?

— Никому ничего не делать плохого. Если ты хочешь, чтобы тебя уважали — уважай других. Ну, и конечно, умение прощать. К этому не все приходят. Это очень сложно, но очень правильно. Не нужно держать обиду и зло в душе. Всегда необходимо смотреть на все позитивно, думать только о хорошем. Как бы не было плохо, нужно всегда верить, что «еще не вечер».

— Вы не только руководитель и балетмейстер, но и педагог. Ни для кого не секрет, что все Ваши ученицы являются ведущими солистками театра. Как Вы думаете, с чем это связано? Чему Вы обучаете в первую очередь своих учениц?

— Начнем с того, что я сама как балерина имею огромный сценический опыт и являлась ведущей балериной нашего театра в свое время. Думаю, это немаловажный фактор. Я имею хорошую московскую хореографическую школу и мне хочется поделиться своим опытом не только со своими ученицами, но и со всеми артистами. У меня есть желание передать опыт будущему поколению и это не просто красивые слова. Хочется, чтобы балетная труппа всегда улучшалась, а мною любимый театр развивался и жил. У меня есть профессиональное кредо, что наши ученики должны быть лучше нас, иначе грош нам цена. Ведь все должно развиваться по спирали и двигаться. Своих учениц я обучаю, прежде всего, чистоте исполнения. Я очень требовательная. Требую определенного исполнения и подачи. Сама много показываю, чтобы было понимание. В своей работе часто использую сравнительный анализ. И всю пройденную мной дорогу, опыт и знания стараюсь передать своим ученицам.

— Какими качествами и чертами характера должна обладать балерина по Вашему мнению?

— Балерина должна быть трудолюбива. Должна обладать нескончаемым творческим поиском граней своих партий, быть самокритичной. Но самокритичность не должна превращаться в самобичевание. Ведущей солистке необходимо обладать сильным и уверенным характером со стойким внутренним стержнем. Нужно быть очень смелой, ведь одно то, что ты выходишь на сцену требует большой смелости, тем более, если ты выходишь один. Балерина должна иметь лидерские качества всегда быть лучше всех. Большое значение имеет взаимопонимание между учеником и педагогом.

Закулисье театра. Перед спектаклем

 

— По Вашему мнению, что ожидает балетную труппу ГАТОБ имени Абая в будущем? Каких спектаклей, гастролей, перспектив ждать самим артистам балета и зрителям?

— Вывод напрашивается сам. Я, как человек, всегда думающий о хорошем и позитивном, говорю: «Ожидайте всего хорошего и наилучшего!» Нашему театру предстоят несколько гастролей за границу, разные интересные поездки по Казахстану. У балетной труппы также имеются желание и возможности выезда отдельно от театра. У нас есть все ресурсы для этого. В перспективных планах театра ожидаются постановки разных спектаклей, будет обновляться балет «Корсар», ставиться «Золушка». В свою очередь, что является моим личным желанием как руководителя, возобновление одного из больших полотен нашего замечательнейшего балетмейстера Заурбека Мулдагалиевича Райбаева спектакль «Спартак».

Все планы и перспективы невозможно рассказать, но будет очень много разных и интересных проектов.

— Спасибо большое за беседу!

 

Фотографии автора статьи.

 

Ссылка для цитирования:

 

Бекетаева Б. М. Гульжан Туткибаева: «Не делать плохого и уметь прощать» // Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана / URL: https://qazaqballet.kz/main_articles/gulzhan-tutkibaeva-ne-delat-plohogo-i-umet-proshhat/ (Дата обращения: 00.00.0000).

Вернуться назад