Ссылка для цитирования:
Уразымбетов, Дамир. Деконструкция мира или Открывая Баха. Интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана Qazaq Ballet Magazine, дата публикации 07 марта 2020, www.qazaqballet.kz/main_articles/dekonstrukcija-baleta-ili-otkryvaja-baha/. Дата доступа (формат: число месяца год).
«Ты замечаешь, как время уходит в постскриптум?»
В ГАТОБе им. Абая с неизменным успехом у зрителя, редко, но пронзительно до восторженных аплодисментов, идёт спектакль «Открывая Баха» в постановке хореографа и артиста балета родом из Австралии Дэвида Джонатана. Джонатан создал спектакль специально для балетной труппы ГАТОБа им. Абая и ей же посвятил его. Автор заложил в свой балет историю о разрушении и созидании, о первоначале сущего и нынешнем постмодернизме. Премьера показана театром 27 апреля 2019 года. С тех пор состоялось несколько представлений балета, в том числе и на гастролях театра во Франции (в городах Страсбург и Йер) в сентябре 2019 года. И каждый раз — это новые впечатления души, как у зрителей, так и у самих исполнителей.
Через нетленный шедевр — первый концерт для клавира ре-минор (1738) — Иоганна Себастьяна Баха, который никак не мыслился композитором как будущий балет, зрители познают историю мира в одноактном двадцатипятиминутном действии. Музыканты и, прежде всего, артисты балета наслаждаются обилием нот и движений в музыкальной и хореографической партитуре: Джонатан вслед за Бахом устроил настоящее пиршество танцевальных мелодий, отрывков, фрагментов и фраз. Их архитектоника насыщенна: танцы мужчин и женщин переливаются, чередуются и перекликаются в сложной гамме неоклассического танца. Артисты балетной труппы ГАТОБа им. Абая дополняют друг друга на сцене: одни продолжают начатые другими линии танца. При этом нельзя хореографию Джонатана назвать сверхновой или необычной. Это неоклассика, когда-то успешно внедрённая ещё Баланчиным. Но это не баланчинский стиль, который танец одушевлял музыкой, который музыку оживлял движением через строгий взгляд в лупу на партитуру. Однако постановщик развивает хореографию в течение спектакля: начиная чистым классическим танцем в прологе балета, он завершает его стилизованным под неоклассику модерном.
Это бессюжетный балет, за которым встаёт философский взгляд на человеческое существование планетарного масштаба. Пространственно-временной образ спектакля заключает в себе зыбкий и плывущий, можно сказать, относительный смысл. Здесь эмоции и характеры душ проявляются во всей своей полноте: и скромность, и страстность, и целомудрие, и раскованность, и радость бытия, и опустошённость любовью, и величие сердца, и бездумная ограниченность. Похоже, что спектакль «Открывая Баха» — это некая знаковая структура, сосредоточивающая в себе центр мира. Его интернациональный состав авторов и исполнителей с разных точек планеты тому лишнее подтверждение.
В целом балет Джонатана представляет собой дивертисмент из разностилевой эмоциональной клавиатуры танца, состоящей из массовых сцен, дуэтов, мужских и женских частей, эпизодов с участием нескольких пар. В первой части на сцене изображается то ли урок танца, то ли чопорный бал эпохи классицизма — все достаточно целомудренно и сдержанно. Но вдруг начинается превращение (или распад) в некий романтизм. Падает часть кулис, за счет чего создается уютность, интимность второй части. Декорации висят как шторы, свет откуда-то сбоку создает камерность присутствия и обнажения ощущений. Потому здесь преобладают дуэты и адажийные хореографические истории. И вдруг модерн и даже постмодерн: в третьей части спектакля двухмерные декорации Рене Давида Салазара (Бразилия) полностью срываются с петель и падают вниз, холодно струясь в воздухе и обнажая сцену. Сценическое пространство сначала превращается в трехмерное, а потом и вовсе становится всеобъемлющим, охватывающим все человеческое бытие. Оркестр, местами проглядывающийся среди декораций во второй части, теперь полноценный участник действия. Артисты же в созвучии с декорациями, в параллельном распаде, сбрасывают части костюмов авторства Паулы Розы Сантана (Бразилия) и изображают руками те же струящиеся волны падающих декораций (местами даже возникает ощущение, что это движение из лексики казахского танца — шынтақ толқын — волна). Все действие сопровождается световыми эффектами, с большим вкусом оформленные художником по свету Юлией Каракаевой (Казахстан) под чутким руководством автора балета.
Сам Джонатан считает, что необязательно зрителю давать готовое либретто — он сам должен думать в театре. Несомненно, балет «Открывая Баха» — это мироощущение хореографа: борьба с перипетиями судьбы, впечатления от путешествий, отношение к свободе и прочее. Спектакль очень идет труппе как фирменный английский костюм. В нем есть постоянные смены рисунка танца, полифония, попеременные выходы и уходы из кулисы в кулисы, а ближе к концу балета и вовсе в бескулисье, в бездну.
Спектакль украшает игра камерного оркестра под управлением Ерболата Ахмедьярова и пианиста Амира Тебенехина, которые создают неповторимое ощущение Gesamtkunstwerk. После показа балета — всегда неизменная буря оваций: зрители стоя аплодируют и радостно улыбаются чему-то только им понятному. Возможно, это именно тот катарсис, к которому стремятся многие, но не все приходят.
Думал ли Бах, что его музыка будет жить еще очень много лет и будет вдохновлять многих художников на свершения? Здесь важно отметить следующее: Баха можно танцевать. Существует много известных постановок на его музыку. Это и балет Ролана Пети «Юноша и смерть» (1946), который танцевали многие известные танцовщики от Рудольфа Нуреева до Бахтияра Адамжана; это и «Прелюд» Натальи Касаткиной и Владимира Василёва (1967) в исполнении Майи Плисецкой и Николая Фадеечева; это и «Страсти по Матфею» Джона Ноймайера (1981), поставленного для артистов Гамбургского балета; это и «Многогранность. Формы тишины и пустоты» Начо Дуато (1999) для Веймарской труппы. И это далеко не полный список. Поэтому Баха нужно танцевать. Потому что, возможно, именно его музыка становится особым откровением для реципиента. Музыка органиста и композитора эпохи барокко нисколько не устарела и никто из композиторов не смог превзойти Баха в его жанре. Сегодня настоящее искусство объединило разных людей в едином творческом порыве на театральной сцене в балетном спектакле «Открывая Баха» (Rediscovering Bach — в оригинале у автора балета). М. Плисецкая любила повторять, что слово надо переводить, а танец понятен каждому. И именно искусство танца в балете становится апофеозом и символом нового мира, освобожденного от социального неустройства и грязной политики.
Остается совсем немного до конца спектакля. Напряжение нарастает. Дым обволакивает сцену с двух сторон, сверху катастрофически надвигаются светящиеся головы прожекторов (Джонатан отрежиссировал несколько спускающихся световых ферм. Так в ГАТОБе ещё в 1982 году делал Тлеубаев, а в 2010 — Эйфман), и танец в созвучии и контрапункте с музыкой движутся вперёд. Что будет — неизвестно. Это лишь неистовая агония бесконечно вращающегося, беспечно гибнущего, но всегда возрождающегося из пепла мира. Мира, где правит танец.
Автор выражает благодарность за консультации руководителю балетной труппы ГАТОБ им. Абая Гульжан Туткибаевой.
Фотографии Елены Петровой.