«Цирковой балет» — феномен XXI века

25 апреля 2017

Сцена из фантастического шоу «Лебединое озеро» в исполнении китайских цирковых артистов

Танцевальное искусство создавалось на протяжении многих веков,  развиваясь неотделимо с эволюцией человечества, его культурой, отражая в себе очертания исторических эпох народов, облекаясь в новые формы и направления. Перерождаясь, оно оказывало значительное воздействие на развитие общественной культуры в целом. Танец всегда отождествляет эстетические и духовно-нравственные ценности общества, отображает человеческие потребности своего времени, его идеалы и душевные поиски. Цирковое искусство, имея сакральное начало, как и танец, строится на многовековых канонах с активным применением хореографических средств выразительности, отвечающих духу времени и ментальной принадлежности. Уровень современных цирковых программ очень многообразен и подчиняется стилевой многожанровости, где хореографическое искусство является одним из основных выразительных художественных средств и технологий. Более того танцевальное искусство, кроме традиционных своих форм в последние десятилетия получило широкий резонанс в различных видах искусства и спорта.

      Так, на аренах мира происходит реформация цирковых программ, создатели которых находятся в постоянном поиске новых творческих подходов. Сегодня значительно возрос интерес к искусству манежа и перевоплощению его в грандиозное представление-шоу посредством слияния и взаимодействия хореографии и таких цирковых элементов, как акробатика, эквилибристика, гимнастика, пантомима, жонглирование, фокусы, клоунада и т. д. Этот процесс непосредственно связан с тем, что для современного этапа развития мирового циркового искусства характерен самостоятельно формирующийся индивидуальный оригинальный исполнительский стиль артистов, оттачивающих не только трюковую виртуозность, но и совершенствующих свое профессиональное мастерство, включающее в себя художественный образ, выразительность, пластику, технику исполнения и др.

      Самые умелые артисты цирка обращают свой профессиональный взор на технику балетных элементов и активно применяют их в своих программах. Например, результатом реформаций симбиоза циркового и хореографического искусства на аренах западных ведущих цирков стало совершенно уникальное явление мировой культуры — масштабное феерическое интернациональное шоу. Так, канадский цирк «Cirque du Soleil», немецкие цирки «Ronkalli» и «Flic-flac», китайские цирки являются яркими примерами введения цирковой хореографии.

      Анализ исследуемой проблемы показал что, являясь отражением духа своего времени, современная цирковая хореография развивается сразу в нескольких направлениях, это: классический и народный танцы, а также активно используются элементы современной пластики. Сегодня цирковая хореография — это школа мастерства, которая разрабатывает свои  методики и исполнительские технологии.

      Интересен тот факт, что танец по-прежнему является зрелищем, социальным ритуалом, но главная его функция заключается в том, что оно представляет собой современное искусство, способное к синтезу с другими видами искусств. Как новое выразительное средство актуального художественного высказывания, оно способствует раскрытию философского замысла циркового номера, а также сценического циркового персонажа.

      Эволюция циркового искусства неотделима от истории эволюции человеческой цивилизации. Происхождение циркового искусства обусловлено обрядовой культурой социума, особенностями быта и образа жизни народа, происхождением новых видов ремесел, а также стремлением человека к играм и магическим мистериям. Отсюда следует, что движущими факторами возникновения искусства цирка явились социальные, религиозные и трудовые аспекты жизни общества. В основе становления отдельных цирковых жанров лежат индивидуальные качества самого человека, его желание к совершенству, к чуду, к мечте, уводящей за пределы обычной жизни и открывающей новые возможности, его желание восхищать и развлекать, в его слабости и в проявлении гордыни.

      Цирк — искусство реализации человеческих возможностей. В основе цирковых выступлений — преодоление сложнейших физических препятствий, а также комические приёмы, в большинстве случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков народных балаганов. По своей природе цирк всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство — трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики [1, с. 10]. Существует множество определений трюка, например: «Цирковой трюк представляет собой отдельный законченный фрагмент любого циркового номера, хотя бы самый обыкновенный по технике и кратковременный по выполнению, но вполне самостоятельный и в себе замкнутый, и является простейшим возбудителем реакции, воздействующим на зрителя таким реально выполняемым разрешением задания, которое лежит вне обычного круга представлений и в этом кругу кажется неразрешимым» [2, с. 314].

      Танец — вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие некую единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой, вместе с нею образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца [3, с. 205].

      Из самых древних танцевальных источников наиболее понятны и различимы египетские изображения, на которых демонстрируются позы. Каждая поза обладала своим значением, поэтому считается, что именно они и были своеобразными фразами древнего танцевального искусства. Распространены они были не только в ранний период, но и значительно позже. Возникнув за 3 тыс. лет до н. э., они «прижились» и таким образом передавались всем последующим поколениям. Нередко на изображениях демонстрируются танцоры, выполняющие трюки, которые сегодня относятся к акробатическим. Так, первые задатки циркового искусства Китая появились у ремесленников и работников, занятых в аграрной сфере. Результаты творческой деятельности китайских специалистов всегда отличались особым изяществом и особой грацией. Как и в Китае, в Греции, культурное развитие которой датируется еще эпохой бронзового века, и речи быть не могло о жизни без духовных развлечений и зрелищ. Греция была прародительницей многих популярных философских учений, а также первых представлений безмолвных мимов, иронизирующих над серьезным отношением к жизни. Эти факты свидетельствуют о первых ростках клоунады.

      Таким образом, исторические процессы зарождения циркового и танцевального искусства определили их общие черты и причины, обусловленные социокультурной  жизнью и психико-эмоциональной сущностью человека. Тесное взаимодействие этих двух видов искусств отмечается еще с древних времен. Вместе с тем, они разграничиваются, наделяются своими законами существования, специфическим содержанием, образуя союз в лишь отдельных работах новаторов циркового и танцевального искусства.

      Анализ цирковых программ позволил сделать вывод о том, что наиболее полное раскрытие художественный образ получает именно в творческой реализации циркового номера в симбиозе с танцевальным исполнением. Пластика и динамичность хореографии, словно искусная огранка бриллианта, помогает артисту не только в полной мере донести манежный образ, но и проявить в номере свою индивидуальность и одаренность, улучшить эстетическое восприятие зрителем. Вот весьма показательный пример: «В. И. Сербина, исполняющая на проволоке фольклорные танцы, была явлением уникальным. И дело тут вовсе не в хореографической выучке, не в виртуозности владения проволокой, не в новизне приема исполнения танца именно на проволоке, даже не в выборе жанра номера. С детских лет выступала В. Сербина в акробатических номерах, более десяти лет была эквилибристкой на проволоке, сначала с сестрой, потом одна, работала честно, профессионально, с успехом, но — не больше. И только включение в номер фольклорного танца позволило прозвучать, наконец, индивидуальности актрисы. Зажигательный темперамент В. Сербиной, замороженный прежним салонным решением номера, прорвался в искрометной «барыне». Стоило актрисе шевельнуть плечиком, повести глазом, притопнуть ногой, как зал был заворожен. И танцевала В. Сербина уже под дружный, ритмически организованный шквал аплодисментов. Так жизненный темперамент актрисы преобразил сам характер традиционных танцев на проволоке» [1, с. 57]. Следовательно, именно танец или маленькое художественное произведение одухотворяет исполненный трюк.

Сцена из фантастического шоу «Лебединое озеро» в исполнении китайских цирковых артистов

      Такие цирковые шоу-представления мирового значения, как балетно-акробатический спектакль «Лебединое озеро» в постановке китайского хореографа Чжао Минга, покорили весь мир и быстро завоевали зрительское признание. Задумка создания данного спектакля достаточно проста – совместить самые эффектные элементы из двух традиций — цирка и балета, в совокупности с уникальным и сложнейшим дизайном костюмов, оригинальным световым оформлением и нетрадиционной сценографией.

      Господин Пань Хао, один из меценатов китайской труппы, раскрыл секрет успеха китайских артистов: «Любой из видов искусства — это язык. В этом смысле у нас есть свои преимущества. Цирковое искусство нашей страны поражает техникой исполнения, но не несет в себе драматизма. Балет — великое драматическое искусство, однако, он проигрывает цирку в смысле зрелищности. Мы же нашли удачное сочетание музыки Чайковского и традиционного китайского представления и, таким образом, завоевали сердца зрителей» [4].

      В основе постановки лежит умелое и гармоничное сочетание шедевра легендарного русского балета и классического танца с древней китайской акробатикой. Китайская интерпретация мирового классического произведения ориентирована на современного зрителя и осуществлена высокими профессионалами. Немаловажным фактором воздействия на зрителя является  общественный мировой интерес к Китаю, как преуспевающей стране в различных сферах экономики, технологий, культуры и искусства. Ввиду популяризации китайского цирка мировое признание получила новая стилистика в цирке, представляющая собой симбиоз циркового и хореографического искусства, соединяющая в себе силу трюка и утонченную пластику танца — «цирковой балет».

      Уже после гастролей в Санкт-Петербурге китайского акробатического балета «Лебединое озеро» Чжао Минга в 2006 году, 17 апреля 2009 года труппа «Русский балет Санкт-Петербурга» под управлением Александра Брускина, директора и художественного руководителя театра, осуществила художественно-акробатическую версию балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Новое произведение представляло собой гармоничный симбиоз классического балета и уникальных элементов художественной гимнастики и акробатики, которые в целом были объединены единым действом. Художественно-акробатический балет «Щелкунчик» стал одним из ярчайших событий в культурной жизни не только Санкт-Петербурга, но и России. Спектакль получил восторженные отзывы, как от простых зрителей, так и от профессиональных поклонников балета. Все они отмечали, с какой бережливостью отнеслись создатели к классической постановке балета «Щелкунчик», а также с какой тщательностью и профессионализмом в классическую канву спектакля были вплетены элементы художественной гимнастики и акробатики [5].

      Таким образом, на современном этапе наблюдается тенденция заимствования опыта китайских мастеров в постановках представлений классического балета. Современный классический балет претерпевает небольшие перемены и выходит из рамок академизма, принимая новые современные течения и тенденции, а именно выразительные средства жанров циркового искусства.

 

Сцена из шоу А. Залевского

      Более того, исследование проблемы духовного в искусстве хореографии и цирка способствовали раскрытию новой тенденции в развитии циркового балета. Проблема духовного — проявление духовного мира, индивидуальных личностных особенностей в сфере творчества в концепте симбиоза циркового искусства и хореографии. Этой проблеме, ее анализу и ее различным аспектам посвятил свою творческую деятельность Анатолий Залевский — один из самых востребованных эквилибристов планеты, сформировав новое направление в цирковом искусстве — «цирк души». А. Залевский является заслуженным артистом Украины, звездой цирка «Cirque du Soleil», обладателем циркового «Оскара» — наивысшей награды «Золотой клоун» Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло. А также он является основателем жанров «эквилибр на полу» и «эквилибр на скользкой поверхности», основателем студии « Rizoma», режиссерем и солистом шоу «Rizoma» и его новой версии «Rizoma. Time». В своей профессиональной деятельности он пришел к осознанию, что на современном этапе развития цирковое искусство предполагает слаженный союз виртуозных трюков, хореографии и высокой драматургии. Их синтез, по определению А. Залевского, «выражает душу языком тела» [5]. Свое философское мировоззрение А. Залевский развернул в спектакле «Rizoma». Спектакль, созданный на основе синтеза театра, хореографии и циркового искусства, являет собой эволюционный жанр «цирк души», ставший «лицом» выдающегося эквилибриста и новатора. Вот как он сам определяет стиль своего «пластического цирка»: «Сейчас цирк переживает регенерацию — он идет от внешнего к  внутреннему, от четкого трюка к драматическим чувствам, эмоциям. Мы привыкли, что основа цирка — трюк, но сейчас не менее важным становится и внутреннее состояние артиста. Поэтому мы видим синтез искусств на основе цирка — и театр, и балет, и опера. Чтобы отделить цирк прошлого и цирк будущего, я придумал определение «Soul Circus» — то есть «цирк души», внутренней составляющей актеров» [6].

Сцена из шоу цирка «Eloize»

      Мировые известные цирки «Cirque du Soleil» и «Eloize» также поддерживают идею «цирка души». В  2010 году данные цирки образовали союз для совместной творческой работы. Оба цирка роднит и то, что каждое представление рассказывает некую историю — более аллегорическую в цирке «Cirque du Soleil» и более повседневную в цирке «Eloize». Цирк «Eloize» фокусирует свои постановки на стремлении показать, как обычные ребята, которые по вечерам «валяют дурака» на спортивной площадке, могут делать фантастические и  невероятные вещи на   сцене8. Таким образом, постановщики цирка задались целью раскрыть внутренний мир и танцора, и циркового артиста.

      «Все номера этого шоу — это кирпичи, а мы — клей, который скрепляет все в единое целое. Когда нет слов — мне кажется, танцами рассказать историю гораздо проще, чем одной акробатикой. Шоу «Cirque Eloize» уникально тем, что все мы работаем над одним проектом, но зритель может каждого разглядеть на сцене, как личность, с его особенностями», – рассказал Форти Нгуйен, постановщик танцев в шоу программы «iD» цирка «Eloize» [7]. Звание одного из лучших номеров шоу по праву принадлежит дуэту: пластическому этюду на воздушных «полотнах» миниатюрной исполнительницы Эми Вотей и уличным танцам в исполнении Батиста Монтасье. Подтверждение этому шквал аплодисментов. В постановке слились воедино балетный романтизм и динамика уличного танца — брейк-данса.

Сцена из шоу цирка «Eloize»

      Всесторонние исследования культурно-искусствоведческих явлений, а также самоутверждение жанра «цирковой балет» выявили еще одну примечательную тенденцию его развития — это феерические грандиозные шоу-программы, в которых задействовано большое количество артистов разных направлений: цирка, хореографии, эстрады и шоу бизнеса. Наглядная иллюстрация таких шоу программ — произведения цирка «Cirque du Soleil», которые являются образцами нового жанра «цирковой балет».

      Современный социально-культурный уровень общества и сам зритель с высоким потенциалом духовности и стремлением к эстетическим идеалам определяет перед создателями сценического искусства, режиссерами, балетмейстерами, артистами новые задачи, которые ведут к поиску новых форм и технологий художественных произведений, спектаклей, шоу-программ:

— создание новых оригинальных, глубоких по своему идейному содержанию самобытных художественных образов и цирковых номеров;

— активный поиск сочетания и симбиоза не сочетаемых, на первый взгляд видов искусств с функциональной целью сущности циркового искусства — удивлять зрителя не просто красивым зрелищем, но и самой идеей.

В контексте синтеза искусств симбиоз представляет собой художественную интеграцию искусств, при которой виды искусства (цирк и танец) равноправно взаимодействуют, образуясь в новый жанр «цирковой балет». Более того, цирковое и хореографическое искусство взаимозависимы, взаимовлияют и взаимообогащаются, а также влияют на конечный результат воспроизведения целостного художественного полотна. При этом, для каждого вида искусств характерны специфические закономерности, что сохраняет их самобытность и уникальность.

      Так, на рубеже XXI века цирковая хореография и цирковой балет получили интенсивное развитие. Внедрение традиционных жанров хореографии и искусства манежа создает уникальные возможности и условия для формирования синтетического актера, универсального мастера, совершенного в равной мере в искусстве трюка и танцевальной пластике, способного демонстрировать их в установленной и гармоничной соотнесенности. В практике циркового искусства отказ от применения элементов и лексики хореографического искусства во многом ограничивает артиста, замыкает его в рамках одного специфичного творчества, лишает его уникальных возможностей художественного развития и выхода на новый уровень совершенства. И наоборот, обращение к искусству танца обеспечивает цирковое искусство новыми инструментами для «объемного» и яркого раскрытия художественного образа, творческого обоснования своей манежной деятельности.

      Результат проведенного исследования показал, что симбиоз циркового и хореографического искусства — это уникальный ресурс для осуществления  новых мировых открытий на манеже цирка в будущем.

 

      Список примечаний:

  1. Немчинский М. И. «На манеже цирка — артист». М: Советская Россия, 1974. С. 10.
  2. Кузнецов Е. Цирк. Происхождение. Развитие. Перспективы. М.-Л.: «Academia», 1931. С. 314.
  3. Беляев А. А., и др. Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. С. 205.
  4. Встреча с миром. Популяризация китайской культуры за рубежом // CRI-Online. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.cri.cn/841/2011/12/22/1s408990.htm (17.04.17).
  5. Белага Н. Балет или цирк? А может, их симбиоз? // [Электронный ресурс]. URL: http://dubnapress.ru/music/1764-2011-10-12-11-20-11 (18.04.17).
  6. Залевский А. В новом цирке эмоция важнее цирка // [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/interview/20131121/978594038.html#ixzz3yX9YMstA (18.04.17).
  7. Подкорытова М. За кулисами Cirque Eloize. Как создается шоу о любви // [Электронный ресурс]. URL: http://www.uralweb.ru/pages/provereno/6462.html (19.04.17).

 

Ссылка для цитирования:

Жанмырзаева Х. Б. «Цирковой балет» — феномен XXI века // Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана / URL: https://qazaqballet.kz/main_articles/cirkovoj-balet-fenomen-xxi-veka/ (Дата обращения: ??.??.????).

Вернуться назад