Блиц с молодыми хореографами

29 мая 2018

Мы задали пять вопросов молодым хореографам, на которые каждый ответил совсем непохоже на другого. Наши блиц будут продолжаться. Присылайте на почту Ваши предложения.

1. Кто повлиял на формирование Вашего стиля?

2. Какими должны быть Ваши исполнители?

3. Какой должна быть критика?

4. В каких постановках нуждается балет Казахстана?

5. Самое значимое из поставленного Вами на сегодняшний день.

 

Айнур Абильгазина

1. Я тяготею к западному современному искусству, нежели к классической хореографии. Я восхищаюсь тем, что зарубежные хореографы смелы, они поднимают проблемы общества.

2. Самое важное — наполненность человека и его богатый духовный мир. Можно танцевать технично и тебя это пленяет, но после просмотра остается пустота. Поэтому я не люблю «пустых». Мне сложно найти понимание с такими исполнителями. Как сказал однажды мой педагог: «На сцене, как через увеличительное стекло видно, какой ты человек в жизни…»

3. Критиковать со стороны всегда легко, но встать и сделать так же или лучше, дано не каждому. Важно, чтобы критика рождала желание действовать.

4. В первую очередь стоит проблема развития казахского национального балета. Очень мало существует композиторов, знающих специфику хореографии, поэтому балетмейстерам сложно ставить спектакли не имея развернутого музыкального произведения. Хотелось бы, чтобы театры имели возможность приглашать постановщиков со всего мира и обогащали репертуар, тем самым давая рост исполнителям, хореографам и педагогам.

5. Самой масштабной была моя дипломная работа «Метаморфозы души» (двухактный спектакль в исполнении артистов ГАТОБ им. Абая). С моим педагогом и наставником Г. У. Туткибаевой, открывшей для меня мир режиссуры хореографии, мы подняли тему о жизни великого советского художника Сергея Калмыкова, который жил и работал с 1935 по 1962 гг. в театре оперы и балета имени Абая. Гениальный, экстравагантный и незаурядный человек, не признанный при жизни и умерший в бедности и одиночестве, оставил нам колоссальную коллекцию картин, эскизов и набросков декораций. Сейчас он знаменит не только у нас, но и за рубежом. Для меня важными были сама подготовка и процесс работы: я подняла архивы и прочитала его дневники-заметки, воспоминания людей, работавших с ним, я прожила и пропустила его через себя. Осознание того, что ты сейчас идешь и работаешь там же, где творил Гений, та же сцена, те же коридоры… Это не передать словами…


Баян Бекетаева

1. Я молодой балетмейстер. И как такового определенного стиля у меня еще нет. Я ищу его, мне нравится работать в разных стилях. Могу сказать точно, что на меня очень сильно повлиял Б. Эйфман и И. Килиан.

2. От исполнителей мне в первую очередь нужно, чтобы они горели творческим процессом, искали вместе со мной что-то новое. Техника не важна, это все можно подстроить под человека. Но если у артиста будут тусклые глаза, то мне с ним не о чем танцевать.

3. Критика должна быть оправданной.

4. Прежде всего, в своих оригинальных, интересных постановках. Не нужно походить на Запад или Россию. Надо строить свои балеты, свое видение. Мы все равно отличаемся от них. И я замечаю, что вещи, которые так нравятся там, нашим зрителям могут быть непонятны, потому нужно в первую очередь отталкиваться от нашего менталитета, воспитания, мировоззрения.

5. Постановок у меня не много. Это в основном 3–4-х минутные номера и для меня самой значимой постановкой является моя дипломная работа «А.Л.Ж.И.Р.» на музыку Г. Зиммера, А. Деспла, Т. Мухамеджанова в неоклассической хореографии. Этот спектакль, можно сказать, вырван из души. Рассказываю в этом спектакле о любви, силе, выдержке, о тех трудностях, которые женщины пронесли на своих хрупких плечах ради мужей.


Уалитбек Сиязбеков

1. Мне всего 27 лет. И мой стиль наверное образуется, еще нет конкретного стиля, но уже есть почерк. И определенного человека, на которого я равняюсь нет. Я от каждого хореографа, балетмейстера, танцовщика, драматурга, писателя беру для себя то, что мне нужно. Я много смотрю зарубежных хореографов, очень люблю театр NDT.

2. Я понял, что для меня самое главное в исполнителях — это бешеное желание работать, впитывать в себя, как губка, нужную информацию. Я работаю с разными исполнителями и заметил такую тенденцию: люди, которые приходят без базы, свободны в эмоциональном отношении, свободны в движении, то есть они могут показанное движение не скопировать, а добавить что-то от себя.

3. Это больной вопрос. Критиками должны быть не все. Критиковать всегда легче, но прежде чем это делать, нужно сначала окунуться самому в то состояние, в тот период времени подготовки, где были сами артисты и хореограф.

4. Я считаю, что балет Казахстана нуждается в национальных классических и современных балетах. У нас очень много эпосов, мифов, рассказов, сюжетов. Просто нужно дать задание драматургам, чтобы они написали очень хорошие пьесы и исходя из этих пьес уже ставить свои национальные балеты, чтобы они были нашей визитной карточкой. Мне бы хотелось, чтобы было много постановок в жанрах «контепорари дэнс», «модерн», «неоклассика», и дать молодым хореографам платформу для того, чтобы они начинали создавать какие-то свои спектакли. Не все великие зарубежные и российские хореографы рождались сразу великими и у них путь не начинался с гениальнейших постановок, нет.

5. Это мой самый первый опыт в постановке казахстанского мюзикла «Ер Тостик», где я являлся режиссером-балетмейстером. Затем я был постановщиком-хореографом казахстанского мюзикла «Ромео и Джульетта», спектакля-дивертисмента «Энергия молодых» в рамках Экспо-2017 для «Зоны творческой энергии». Участвовал в подготовке к конкурсам ведущего солиста «Астана Опера» Бахтияра Адамжана. Он завоевал Гран-при и первые места на конкурсах. также работал с ведущим солистом «Астана Опера» Еркином Рахматуллаевым при подготовке к конкурсу «Байтерек».


Алима Молдахметова

1. Стиль — это материализация вкуса и духа во внешней форме. Исходя из своего небольшого опыта, я думаю, он в процессе формирования. Зерно в его становление вложено моими преподавателями. Далее это личный артистический и педагогический опыт, поиски, исследования в сфере науки, все это в совокупности рождает видение, вкус.

2. Считаю, что исполнители должны быть профессионалами с чувством ответственного отношения к своему труду.

3. Критика должна быть умной, объективной, а также имеющей содержательное обоснование.

4. Балет Казахстана нуждается в постановке национальных спектаклей, современных и детских балетов.

5. Каждый поставленный номер это плод размышлений, поисков. Но я думаю, что все еще впереди, каждый опыт рождает стремления для создания более значительного и важного.


Серик Сариев

1. На меня и мое творчество в первую очередь оказала влияние среда, атмосфера моей деятельности. Это, прежде всего, исторические и духовные богатства моей Родины, края Мангыстау, где я родился, вырос, живу и творю по сей день. Бескрайние просторы степи, духовно богатые люди, ценящие традиции и обычаи родного народа — все это дает мне почву для новых творческих поисков, идей и их воплощения в искусстве под названием Танец!

2. Любой художник желает иметь хороший и точный инструмент, умеющий передать все тонкости и замыслы его идей. Так же и хореограф мечтает работать с исполнителями, чувствующими суть работы, идеи, замыслы и задачи, поставленные перед ним режиссером. Это должен быть характерный, харизматичный артист, умеющий думать, понимать свою роль в данном произведении, имеющий собственное «Я». Так как я в основном работаю с детьми и подростками, то опираясь на большой опыт, точно могу сказать, как важна поддержка со стороны родителей, их вера в творческий потенциал своего ребенка, потому что дети зачастую работают не хуже профессиональных артистов. Им приходится нелегко —большая нагрузка в школе, постоянные репетиции, концерты, конкурсы и выступления тоже отнимают немало сил. Но занятие любимым делом делает их не только ответственнее, организованнее, но и образованнее, помогает развитию культуры.

3. Умение «слышать» и «слушать» профессиональную, хорошую критику необходимо для творческого роста. Не всегда критика бывает справедливой, ведь необходимо учитывать обстоятельства и условия работы. Зачастую она бывает обидной. Такова наша профессия. Мы творим для людей, а потому выслушать их мнения — это неизбежно, более того — это важно для нас. Это нормальное явление помогает оценить свою работу со стороны, увидеть ее глазами других. Осмыслить и, возможно, переоценить свои творения. Задуматься над ошибками, выслушать нужные советы, наставления и пожелания, так сказать, не увязнуть в своих творческих амбициях.

4. Сегодня очень мало постановок, отражающих исторические факты становления нашей страны, рассказов о личностях, развитии культурных и традиционных ценностей. Ведь это самая необходимая задача нашего поколения! Без прошлого нет будущего. Над этим нужно задуматься и работать всем хореографам нашей страны, имеющим возможность создавать и творить!

5. За долгие годы работы в моем коллективе сменился не один состав участников. Многие из них остались верны искусству танца, сделав это своей профессией. Самой яркой, значимой, любимой и не теряющей свою популярность в репертуаре на протяжении вот уже более чем 15 лет остается для меня и для нашего коллектива постановка танца «Бастаңғы — бақыт бастауы». Каждая из участниц мечтала солировать в ней, что впоследствии и случалось. Отражая сюжет из жизни народа, танец представлен в виде маленького спектакля, со своими действующими лицами, традициями, отражающими самобытность казахских обычаев. И, благодаря своему содержанию, надеюсь, никогда не «выйдет из моды».


Яна Макарцева

1. Стиль, на мой взгляд, равен визуальному обрамлению мысли, а уже отсюда рождается пластика. Она, как ни парадоксально, является второстепенной. На мой «стиль» влияет только ежесекундное ощущение себя.

2. Думающими, гибкими в мыслительном процессе, талантливыми в общем.

3. Созидательной.

4. Не хватает смелой, свободной мысли, ухода от избитых тем, иного прочтения.

5. Пластический спектакль «Фрида», премьера которого состоялась 14 октября 2017 года.


Медет Агабылов

1. Мой полистилизм зародился как попытка самовыражения. Влияние на это имел американский актер, хореограф, режиссер, певец и продюсер Джин Келли.

2. Я привык работать до изнеможения и требую такого же упорства от исполнителей.

3. Адекватная.

4. Хотелось бы побольше предложений по постановке спектаклей, кино, мультфильмов именно

в казахском направлении.

5. Танец «Биле-Биле», «Гәкку», 550-летие Казахскоо ханства, «Әлқисса», хореографический спектакль «Мәншүк» и т.д.


Анна Цой

1. Думаю, повлияла, прежде всего, жизнь и борьба с некоторыми обстоятельствами. Несомненно, влияние знакомства с людьми, влюбленными в свое творчество.

2. Художники-творцы — глубокие и тонкие. Остро чувствующие душой и владеющие телом.

3. Я люблю слушать критику. Это, как говорится, значит, люди не остались равнодушны. Она может быть конструктивной. Предложения приветствуются, обрабатываются и имеют плоды.

4. Думаю, сейчас танцевальное искусство Казахстана находится на достойном уровне. Очень много направлений и новых спектаклей хочется увидеть, а может и поучаствовать в спектаклях-импровизациях, балетах-монологах.

5. Одноактный балет «Если б не было войны» (в ГАТТ РК).


Анвара Садыкова

1. Я работаю в стиле, название которого мы ввели не так давно — неоказахская хореография. На мой стиль повлияла вся моя жизнь, все мое окружение. Начиная от родителей, педагогов, композиторов, археологов, литературы, на которой я росла, научных изысканий, которые я вела благодаря моему научному руководителю Л. А. Жуйковой до школы, которую мне дали мои великолепные педагоги в АХУ им. А. В. Селезнева и на факультете хореографии КазНАИ им. Т. К. Жургенова. Повлияло также творчество выдающихся балетмейстеров Д. Абирова, З. Райбаева, Б. Аюханова, М. Тлеубаева, Ж. Байдаралина, Г. Адамовой, Г. Бейсеновой, А. Тати, Гульмиры и Гульнары Габбасовых. Формирование стиля любого балетмейстера происходит из того, что видит будущий хореограф, на чем он растет, с кем общается, на чью музыку ставит. Я никогда не думала, что моя национальная культура так взбудоражит мое сердце. Я могу сказать, что в основе неоказахской хореографии, прежде всего это — народные истоки, глубочайшие традиции, песенно-музыкальные традиции моего народа и та академическая школа, которую я получила.

2. Хореограф хочет универсальных исполнителей, чтобы его постановки танцевали высокопрофессиональные артисты. Ведь их тела, координация, корпус, техническая оснащенность — все это то, что позволяет передать мысль хореографа.

3. Критика должна быть объективной. Хотелось бы, чтобы человек, который дает оценку какому-либо спектаклю или хореографической миниатюре, очень хорошо знал материал, который он видит, историю возникновения, автора, основу этого концертного номера. Творческие люди достаточно чувствительны. Одну и ту же мысль можно подать по-разному, можно на корню отрезать и сказать, что это бездарность, а можно своей критикой подсказать и подвести к вариантам улучшения произведения, которое дает хореограф. Важно, насколько сам хореограф или артист умеют принимать критику.

4. Я думаю, что сегодня репертуар разных театров не беден. Есть классическое балетное наследие, сейчас активно ставятся произведения классиков и это очень радует. Но извечной темой, проблемой с момента появления казахстанского балета является создание национальных спектаклей. Я думаю, что нужны не поиски, а конкретное решение проблем. Сейчас очень важно взращивать новое поколение балетмейстеров, таких как Д. Абиров, З. Райбаев, Б. Аюханов, М. Тлеубаев. Мы понимаем, что за всю историю мирового балета, балетмейстеров всегда было меньше, чем исполнителей. Это штучный товар.

5. Я думаю, одна из моих крупных работ —одноактный балет «Тұран дала — қыран дала». После первых представлений мы собирали и критиков, и зрителей, выслушали различные мнения. Я очень надеюсь, что этой постановкой я никого не подвела и дала возможность ученикам АХУ им. А. В. Селезнева раскрыться с новой стороны. Для меня создание этого балета было огромным счастьем. Я получила огромную школу, благодаря общению с интересными, ведущими деятелями мирового балета. Ведь спектакль смотрели и представители русского балета, и критики, и педагоги. Я рада, что в моей жизни это было, и я надеюсь, что хоть на один шаг я пошла вперед.


Дамир Уразымбетов

1. На мое творчество и методы работы с исполнителями определенно точно повлияли М. Ж. Тлеубаев, Р. С. Бапов, Л. В. Ким, А. А. Тати, А. Т. Алишева, потому что я учился у них. Но это и в совокупности творчество артистов, хореографов и режиссеров, чьи работы видел.

2. Исполнители обязаны быть музыкальными, артистичными, думающими, веселыми.

3. Критике надлежит метко и профессионально констатировать недочеты и удачные моменты. Оценка? Может быть. В качестве вывода.

4. В театрах и училищах детского у нас нет почти ничего. Национальный балет не развивается активно.

5. Балет «Алиса и ее необычайные приключения», музыкально-театральный спектакль «Хрустальный колодец».


Адлет Таменов

1. Я стараюсь впитывать все полезное от людей с которыми я встречаюсь. Меня вдохновляют те, которые верят, что они выше любой ситуации. Чтобы найти свой стиль, почерк, нужно найти то, что ты любишь, и это применимо абсолютно везде. Чтобы сотворить что-то великое, ты обязан ЛЮБИТЬ это дело.

2. Исполнители изначально должны быть вовлеченными в процесс, уметь слушать и пропускать все замечания и пожелания через себя. Они должны быть здесь и сейчас. Артисту нужно быть честным с собой и быть настоящим, потому что на сцене прочитывается все как на ладони.

3. На любые постановки есть свои любители, фанаты творчества, с ними же идут и критики. Похвалу любят все, это приятно и она воодушевляет. По моему мнению, именно критики помогают расти в творчестве, но только если это грамотная, умеренная, вдохновляющая и мотивирующая критика, которая не отобьет все желание от проделанной работы, а наоборот будет служить хорошей мотивацией. В моей работе важно принимать любое мнение о моем творчестве независимо от того, хорошее оно или нет.

4. Считаю, что ставить один «голый» балет уж слишком скучно. Сейчас век технологий и хочется шагать в ногу со временем. Так как я окончил академию искусств по специализации «Режиссура цирка», стараюсь синтезировать искусство танца и цирка в своих постановках. В планах ближайшее время создать один из таких спектаклей.

5. 9 августа 2017 года прошел концерт театра современного танца Samruk в ГАТОБ им. Абая совместно с труппой Island moving company в рамках ЭКСПО «Сила энергии людей». Тогда я работал в этом коллективе. Я исполнил собственную постановку«Моджо». Она о композиторе, который находится в творческих муках. Он слышит музыку у себя в голове, но не может положить ее на ноты. У композитора много сильных эмоций, которые мешают ему закончить свою партитуру, но все же он берет вверх надвнутренними переживаниями и находит вдохновение для завершения своей музыки. Танец был поставлен на 1-ю часть Четырнадцатой сонаты Бетховена («Лунная»). Как говорит мой шеф Г. В. Адамова: «Это музыка “вселенной”». Мне кажется, зритель понял мой месседж.

 

Материал собран Х. Жанмырзаевой, Т. Молдалим, Т. Меттыбаевой

Ссылка для цитирования:

Блиц с молодыми хореографами // Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана / URL: https://qazaqballet.kz/main_articles/blic-s-molodymi-horeografami/ (Дата обращения: ??.??.????).

Вернуться назад