Балетное творчество Алмабека Меирбекова

08 октября 2022

В настоящей статье авторы обращаются к воспоминаниям современников композитора, которые «живым» словом, как кистью художника, «рисуют» творческий портрет А. О. Меирбекова. Чтобы понять суть его музыкального творчества, необходимо не только слушать произведения, которые получили должную оценку среди профессионалов, но и «увидеть» его глазами людей, работавших с ним рядом. Его произведения нечасто исполняются. Задача современников композитора состоит в возрождении интереса к его творчеству, внедрению в образовательный процесс и исполнительское искусство сочинений А. О. Меирбекова.

 

       Среди композиторов современного Казахстана имя Алмабека Ордабековича Меирбекова (1955–2008) занимает особое место. Он создал произведения для симфонического оркестра, оркестра казахских народных инструментов, камерную и эстрадную музыку, а также музыку для кинофильмов и театральных спектаклей. Среди них Второй (1980) и Третий (1987) квартеты, соната-фантазия для фортепиано (1983), соната для скрипки и фортепиано (1985), концерт для гобоя и камерного оркестра (1989), пьеса для оркестра народных инструментов «Ерден» (1989), симфоническая картина «Баксы» (1991), симфония D-dur (1991), симфонический кюй «Қобыз сазы» (1991), кюй для оркестра народных инструментов «Бастау» (2007) и другие произведения. Его песни исполняли известные казахстанские артисты эстрады.

       Говоря о личности композитора, друг семьи и коллега по казахскому радио Ж. М. Мылтыкбаева вспоминала: «Он из семьи потомственных интеллигентов, это чувствовалось по манере разговора. Он был настоящим мужчиной — безотказным и добрым. Небольшого роста, в очках, очень аккуратен, опрятен в одежде, в словах и поступках»[1]. Еще со студенческих лет в консерватории имени Курмангазы А. О. Меирбеков прослыл как спокойный, интеллигентный, рассудительный человек. К учебе он относился серьезно. Любил теоретические дисциплины: гармонию, сольфеджио, анализ музыкальных произведений. Однажды один из авторов статьи встретила однокурсника в 7 часов утра в консерватории. На вопрос, что он делает в столь раннее время в консерватории, А. О. Меирбеков ответил, что готовится к уроку по специальности, который начнется в 11:30. Этот случай есть показательный пример ответственности перед своей будущей специальностью, профессией. Многие коллеги отмечают его высокую дисциплину и ответственность ко всему. «Его творчество, как и его жизнь, говорят о нем как о человеке высокоорганизованном, интеллигентном, разностороннем с тонким складом ума и развитым чувством юмора[2].

       «В наше так называемое “рыночное время” он не вжился, не приспособился. Само приспособленчество было неприемлемо для его характера. <…> Вообще он был чистым и искренним, поэтому и его музыка такая хрустально чистая и искренняя. Он оставил после себя большие монументальные музыкальные полотна. Его творческое наследие значимо и занимает свое достойное место в музыкальной культуре Казахстана»[3].

       Оркестровый стиль А. О. Меирбекова характеризует его как композитора, умеющего ясно выражать мысль в партитуре. Он не прикрывается звуковыми эффектами. За внешней простотой звучания оркестра кроется высокий профессионализм. Оркестр он использует как палитру, в которой мастерски подбираются инструменты, варьируются их технические возможности, выделяются штрихи и динамические оттенки, не «выпирая» и не «крича». Ровность звучания оркестра слитна с эмоциональной выразительностью, которая характерна для оперной музыки. Коллега и композитор А. Ж. Токсанбаев рассказывает: «Оркестровый стиль А. О. Меирбекова — это, прежде всего, опора на классические традиции, на оркестровый стиль периода романтиков, что особенно проявляется в балетной сюите “Алдар Косе”. Он был мастером оркестровки!»[4].

       Творчество композитора богато разнообразием жанров, к которым он обращался. Широкий диапазон музыкальных тем, историй и сюжетных коллизий говорит о его кругозоре, обращению к наследию мировой и казахской культуры. Язык сочинений А. О. Меирбекова привлекает ясным музыкальным языком, мелодическим и симфоническим развитием и танцевальностью. Одна из исследователей трудов композитора В. Е. Недлина писала: «Все его творчество пронизано легкостью и свободой, независимо от сложности применяемой техники композиции»[5].

       А. О. Меирбеков проявил себя и в педагогической деятельности в Республиканском эстрадно-цирковом колледже имени Ж. Елебекова и Казахской национальной консерватории имеин Курмангазы и Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова, где преподавал инструментовку и чтение партитур, сольфеджио и теорию музыки, анализ музыкальных произведений и гармонию. По его инициативе в РЭЦК имени Ж. Елебекова был создан ансамбль народных инструментов (2006). Композитор А. А. Мамбетов писал в своих воспоминаниях: «Он любил жизнь. Он любил дарить радость. Он любил детей и переживал за их успехи и неудачи. Эстрадно-цирковой колледж, которому он посвятил последние годы своей жизни, был для него храмом. Студенты верили в него, ведь “Алмабек агай”, как называли его дети, был для них носителем музыкальной энциклопедии знаний, и он с любовью передавал им свои знания из урока в урок»[6]. А. О. Меирбеков очень любил своих учеников и переживал за них: «Когда его студенты из эстрадно-циркового колледжа поступили в консерваторию — очень гордился этим фактом»[7].

       Гульнара Сейткереевна Меирбекова рассказывает о супруге: «В свое время Алмабек Ордабекович был первой ракеткой по настольному теннису. Теннисом занимался в молодости, когда учился в консерватории. В Союзе композиторов и Доме творчества в Тау-Тургене стояли бильярдные столы. Композиторы там оттачивали свое мастерство. Алмабек Ордабекович полюбил эту игру и стал отличным бильярдистом»[8]. Однажды А. О. Меирбекова вспоминали его одноклассники и коллеги, с которыми бок о бок работали много лет на различных концертах и проектах. Тогда А. Р. Раимкулова сказала: «Ребята, давайте признаемся сами себе: он был талантливей всех нас».

       А. О. Меирбеков написал только сюиту для балета «Алдар Косе», но эта музыка стоит того, чтобы увидеть спектакль на сцене ведущего музыкального театра страны. Анализируя его творчество, можно подметить, что множество произведений этого талантливого композитора танцевальны. Причем это не только музыка для симфонического оркестра, но и для оркестра казахских народных инструментов, а также камерные сочинения. «Даже по тем произведениям, которые он оставил, можно судить: насколько он был талантлив и самобытен. Его талант от Бога», — вспоминали современники[9]. В. Е. Недлина писала: «Стиль Алмабека Меирбекова вбирает в себя и специфику стиля национальной композиторской школы, и стилистические черты эпохи, и обобщенные свойства академической музыки, но в то же время он необычайно своеобразен, неповторим»[10].

       В его балетной музыке ярко проявились авторские композиторские черты. Музыковед А. П. Волненко вспоминала время возникновения увлечения у композитора этой темой: «Помню, что этим весельчаком и балагуром — Алдаром Косе — Алмабек заинтересовался, еще будучи студентом Алма-Атинской консерватории имени Курмангазы. Он вдохновенно рассказывал нам, его однокурсникам, о проделках этого героя. “Да ты и сам похож на Алдара”, — подумывала я не раз, — “такой же шутник, только скромный и тихий”»[11].

       В середине 1980-х годов А. О. Меирбеков совместно с балетмейстером М. Ж. Тлеубаевым работал над первым детским национальным балетом «Алдар Kосе». Озорная, юморная и игровая тематическая направленность балета по мотивам народных сказок была близка творческой концепции и мироощущению двух талантливых художников. Сюита из балета «Алдар Косе» для симфонического оркестра датируется 1986 годом. Г. С. Меирбекова вспоминала, что финальная точка в написании музыки не была поставлена тогда — композитор постоянно работал над партитурой, придумывал новые детали. Она рассказывает: «Алмабек, скромный и сдержанный, был фантазером и ребенком в душе. Он долго обдумывал музыку в голове, бесконечно проигрывал ее, только потом записывал. Когда я ему говорила: “Запиши сразу, забудешь”, он с юмором отвечал: “Я — как Хачатурян — сначала в голове сочиню и исполню, а потом запишу”»[12].

       Когда композитор писал музыку в клавире, он представлял ее в оркестровом звучании. А. О. Меирбеков отлично владел знанием оркестрового письма, техникой инструментовки и оркестровой изобразительности, необходимой для балетной музыки. Он пользовался разнообразием тембров, солирующими инструментами и колористическими приемами оркестра. А. Ж. Токсанбаев вспоминал: «Когда Алмабек писал этот балет, я видел партитуру, мы обсуждали ее более 30 лет назад. Чисто авангардных, ультрасовременных приемов здесь нет. Все так, как нас учил в консерватории наш педагог — Юлий Сигизмундович Сурвилло. У него, надо отметить, был каллиграфический почерк. Он умел предельно четко выражать свои мысли в партитуре. У многих композиторов бывает небрежность в оформлении нотного текста, часто рука не поспевает за мыслью. А Алмабек скрупулезно все выписывал. Это показатель профессионализма и бережного отношения к ремеслу. <…> Оркестранты с удовольствием играют такую музыку, где партитуры написаны по всем правилам инструментовки»[13].

       Дирижер ГАТОБ имени Абая Н. С. Жарасов записал немало произведений А. О. Меирбекова. Среди них — увертюра, концерт для гобоя, сюита из балета «Алдар Косе» и другие. Он вспоминал: «Меня, тогда молодого дирижера, очень поразила его музыка. Яркая, живая, упругая, изложенная тонким оркестровым письмом, эта музыка захватывала, не оставляла равнодушным. Он хорошо знал и “слышал” оркестр»[14].

       Партитура балета «Алдар Косе» не завершена композитором. Весь нотный материал был скрупулезно собран в различных государственных и частных архивах сыном композитора Ерденом Ордабеком и оцифрован композитором Нурасылом Нуридином.

       Сюита балета состоит из десяти фрагментов:

  1. Вступление
  2. Алдар
  3. Дуэт
  4. Ку-бала
  5. Танец (Марш)
  6. Мулла
  7. Танец бая
  8. Танец
  9. Адажио
  10. Разбойники

       А. О. Меирбеков мастерски сочетал классические европейские традиции с национальной музыкой: «ясное формообразование, свежий современный взгляд на фольклор, безукоризненное владение оркестром, тембровыми красками. Как мячик он перебрасывал затейливые мелодии от одного инструмента к другому, создавая яркие выразительные образы»[15]. Восточный колорит в балете композитор выразил с помощью варьирования лада, ритма, гармонии и тембра. Еще одной особенностью балета В. Е. Недлина называет «использование [композитором] “пряно” звучащих аккордов нетерцовой структуры»[16]. Большое значение в музыке балета А. О. Меирбеков отвел ударной группе (литаврам, ксилофону, тарелкам, бубну). «Нередко через тембры меди передается не только восточный колорит (призывные карнаи), но и юмористический характер музыки»[17].

       Позже, после сюиты «Алдар Косе», А. О. Меирбеков написал музыкальную сказку «Проделки плута» — вокально-симфоническую сюиту на стихи П. А. Штифмана (1990). В. Е. Недлина полагает, что ее можно считать продолжением поисков композитора на тематику постановок для детского театра. «Они задумывались как отдельные произведения. Но стиль и образный строй едины. Возможно, А. О. Меирбеков планировал их соединить в одно целое в перспективе»[18].

       Партитура вокально-симфонической сюиты «Проделки плута» состоит из восьми фрагментов:

  1. Allegro molto (1 фрагмент) — [Скерцо]
  2. Moderato (2 фрагмент)
  3. Allegretto (4 фрагмент) — Проделки плута
  4. Moderato (5 фрагмент) — Песенка глупых батыров
  5. Andante (7 фрагмент)
  6. Moderato (8 фрагмент) — Проделки плута
  7. Allegretto (фрагмент без цифры) — Песенка плута
  8. Allegro molto (фрагмент без цифры) — [Увертюра]

       Сюита балета и музыкальная сказка схожи тематическим единством, близкими гармониями, мелодической линий, оттого создают впечатление произведения, написанного в двух частях. «Синкопированные, пунктирные остинатные ритмические фигуры — это аллюзия на среднеазиатские уссули»[19]. Они встречаются практически в каждом номере балета, и в партиях ударных инструментов, и в мелодии.

       Яркая эмоциональность музыки сюиты «Алдар Косе» достигается гармонией сочетания инструментов, оркестровых групп, сопоставлением различных тембров. Наблюдается логическое соотношение между номерами балетной сюиты, где различные фрагменты характеризуются образной контрастностью, динамикой и темпами. Несмотря на то, что партитура балетной сюиты звучит и слышится ярко и насыщенно, композитор пользуется крайними регистрами и в то же время партитура очень удобна для оркестрантов. По выражению Н. А. Римского-Корсакова он использует «область выразительной игры» каждого инструмента[20]. Н. С. Жарасов рассказывал, что после репетиций сюиты он «слышал очень хорошие отзывы музыкантов симфонического оркестра филармонии. А один из них, опытный концертмейстер, виолончелист Ю. В. Гусев воскликнул после репетиции: “Какое яркое, интересное произведение!”»[21].

       Оркестровая запись сюиты была осуществлена в Бишкеке дирижером Н. С. Жарасовым. Тогда, в конце 1980-х, главный балетмейстер ГАТОБ имени Абая М. Ж. Тлеубаев дважды включал спектакль в репертуарный план театра. Но постановка не состоялась. Сегодня постановка спектакля «Алдар Косе» осложнена тем, что не существует завершенной партитуры балета. «Его создание возможно при условии гармоничной и драматургически оправданной компиляции музыки из упомянутой сюиты, музыкальной сказки “Проделки плута”, а также из других произведений композитора»[22].

       А. П. Волненко замечает, что «далеко не все композиторы современности обращаются к жанру балета, тем более детского балета. Языком жеста, пластики и танца непросто передать сюжет, настроение, создать образ, характер. Царица этого жанра — музыка. Именно она, яркая, зримая, рельефная, вдохновляет хореографов»[23].

       В 2017 году Д. Д. Уразымбетов осуществил постановку пяти фрагментов балета для студентов Алматинского хореографического училища имени А. В. Селезнева и Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова, а также для артистов балета ГАТОБ имени Абая. Среди них:

  1. «Девушки в ауле» на музыку [Увертюры] из сюиты «Проделки плута»;
  2. «Бай и его слуги» на музыку Ку бала из сюиты «Алдар Косе»;
  3. «Молодые джигиты» на музыку Марша из сюиты «Алдар Косе»;
  4. «Вариация Айсулу» на музыку Танца из сюиты «Алдар Косе»;
  5. «Адажио» на музыку Дуэта из сюиты «Алдар Косе».

       3 апреля 2017 года в Учебном театре Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова в рамках открытия международной научно-практической конференции «Вопросы хореографического искусства и образования конца XX – начала XXI вв.», организованной факультетом хореографии, состоялась премьера «Адажио» из балета «Алдар Косе». Дуэт в хореографии Д. Д. Уразымбетова тепло и проникновенно исполнили ведущие солисты ГАТОБ имени Абая Айман Егисбаева и Асет Мурзакулов. «Из-под пера композитора выпархивают синкопированные, остро ритмичные мелодии (“Алдар”), широкой протяжной лентой вьется Адажио, искрится юмором “Ку бала”, в ярком зажигательном пунктирном ритме написан “Танец“ (Марш). Как остроумен композитор, как ему удаются и лирические образы, и шуточные!»[24].

       Главной особенностью балета «Алдар Косе» В. Е. Недлина выделяет «сочетание легкости и простоты с богатыми оркестровыми средствами, сложным тонально-гармоническим мышлением автора и неординарным подходом к формообразованию»[25]. А. П. Волненко рассказывает «Еще и еще раз прослушивая музыку, я ловлю себя на мысли, что не устаю, а насыщаюсь, не утомляюсь, а освежаюсь, улыбаюсь, а не грущу. Такова особенность музыки Алмабека: она добрая, светлая, не побоюсь этого слова — возвышенная. Таков и сам Алмабек — с мягкой сердечной улыбкой, добрыми светлыми глазами, а главное — щедрой душой!»[26].

       Сыном композитора Е. А. Ордабеком организованы концерты музыки А. О. Меирбекова в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла в Алматы в 2015 и 2018 годах и в Государственной академической филармонии города Астаны в 2016 году. На концертах под руководством дирижеров Муслима Эмзе и Берика Батырхана были исполнены сюита из балета «Алдар Косе» и фрагменты музыкальной сказки «Проделки плута». Ведущим одного из концертов выступил известный казахстанский музыковед Юрий Аравин. 12 ноября 2019 года в ЦКЗ «Казахстан» в Нур-Султане состоялся еще один концерт, где звучала камерная музыка А. О. Меирбекова.

       «Браво, Алмабек! Ты жив, ты с нами. Твоя музыка, полная юмора, щедрости, душевной теплоты, дает энергию и радость жизни. С надеждой ожидаю премьеру балета!», — говорит А. П. Волненко[27]. С ней созвучен и А. А. Мамбетов: «В наше время — падения нравов и морали — Алмабек продолжал жить по правилам порядочности, чести и достоинства. <…> У него были не только золотые руки, но и золотые мысли. <…> Следы композитора — это ноты. Алмабек написал много прекрасной музыки, и она будет приносить радость многим людям. Настоящие композиторы не умирают — они живут в своей музыке[28].

 

Примечания:

[1] Воспоминания Ж. М. Мылтыкбаевой. Алматы, 2015. 11 сентября // Частный архив семьи А. О. Меирбекова.

[2] Воспоминания Р. Т. Джунусова. Алматы, 2015. 28 августа // Частный архив семьи А. О. Меирбекова.

[3] Воспоминания Ж. М. Мылтыкбаевой. Алматы, 2015. 11 сентября // Частный архив семьи А. О. Меирбекова.

[4] Гизатова Г. Б. Беседа А. Ж. Токсанбаевым. Алматы, 2020. 20 мая. Личный архив Г. Б. Гизатовой.

[5] Недлина В. Е. Алмабек Меирбеков // Очерки о композиторах Казахстана / Сост. А. С. Нусупова. Алматы: Алматы-Болашак, 2013. С. 380.

[6] Воспоминания А. А. Мамбетова. Алматы, 2015. 8 июля // Частный архив семьи А. О. Меирбекова.

[7] Уразымбетов Д. Д. Беседа с Г. С. Меирбековой. Есик–Алматы, 2020. 15 мая. Личный архив Д. Д. Уразымбетова.

[8] Уразымбетов Д. Д. Беседа с Г. С. Меирбековой. Есик–Алматы, 2020. 15 мая. Личный архив Д. Д. Уразымбетова.

[9] Воспоминания Ж. М. Мылтыкбаевой. Алматы, 2015. 11 сентября // Частный архив семьи А. О. Меирбекова.

[10] Недлина В. Е. Алмабек Меирбеков // Очерки о композиторах Казахстана / Сост. А. С. Нусупова. Алматы: Алматы-Болашак, 2013. С. 382.

[11] Уразымбетов Д. Д. Беседа с А. П. Волненко. Алматы–Москва, 2020. 20 мая. Личный архив Д. Д. Уразымбетова.

[12] Уразымбетов Д. Д. Беседа с Г. С. Меирбековой. Есик–Алматы, 2020. 15 мая. Личный архив Д. Д. Уразымбетова.

[13] Гизатова Г. Б. Беседа А. Ж. Токсанбаевым. Алматы, 2020. 20 мая. Личный архив Г. Б. Гизатовой.

[14] Воспоминания Н. С. Жарасова. Алматы, 2013. 14 января // Частный архив семьи А. О. Меирбекова.

[15] Уразымбетов Д. Д. Беседа с А. П. Волненко. Алматы–Москва, 2020. 20 мая. Личный архив Д. Д. Уразымбетова.

[16] Недлина В. Е. Алмабек Меирбеков // Очерки о композиторах Казахстана / Сост. А. С. Нусупова. Алматы: Алматы-Болашак, 2013. С. 391.

[17] Недлина В. Е. Алмабек Меирбеков // Очерки о композиторах Казахстана / Сост. А. С. Нусупова. Алматы: Алматы-Болашак, 2013. С. 391.

[18] Уразымбетов Д. Д. Беседа с В. Е. Недлиной. Есик–Алматы, 2020. 20 мая. Личный архив Д. Д. Уразымбетова.

[19] Недлина В. Е. Алмабек Меирбеков // Очерки о композиторах Казахстана / Сост. А. С. Нусупова. Алматы: Алматы-Болашак, 2013. С. 391

[20] Римский-Корсаков Н. А. Основы оркестровки. 2-е изд. Москва: МузГиз, 1946. Том 1. С. 18.

[21] Воспоминания Н. С. Жарасова. Алматы, 2013. 14 января // Частный архив семьи А. О. Меирбекова.

[22] Уразымбетов Д. Д. Невоплощенные замыслы детских балетов Минтая Тлеубаева // Вестник Казахского национального педагогического университета. 2020. №1 (81). С. 255.

[23] Уразымбетов Д. Д. Беседа с А. П. Волненко. Алматы–Москва, 2020. 20 мая. Личный архив Д. Д. Уразымбетова.

[24] Уразымбетов Д. Д. Беседа с А. П. Волненко. Алматы–Москва, 2020. 20 мая. Личный архив Д. Д. Уразымбетова.

[25] Недлина В. Е. Алмабек Меирбеков // Очерки о композиторах Казахстана / Сост. А. С. Нусупова. Алматы: Алматы-Болашак, 2013. С. 392.

[26] Уразымбетов Д. Д. Беседа с А. П. Волненко. Алматы–Москва, 2020. 20 мая. Личный архив Д. Д. Уразымбетова.

[27] Уразымбетов Д. Д. Беседа с А. П. Волненко. Алматы–Москва, 2020. 20 мая. Личный архив Д. Д. Уразымбетова.

[28] Воспоминания А. А. Мамбетова. — Алматы, 2015. — 8 июля // Частный архив семьи А. О. Меирбекова.

 

 

Статья впервые опубликована здесь:

Хореографическое искусство и профессиональное образование в Казахстане: традиции, инновации, перспективы : сборник материалов международной научной конференции, посвященной 25-летию факультета хореографии Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова. 1–2 апреля 2020 года / Ред.-сост. Д. Д. Уразымбетов. — Алматы: КазНАИ имени Т. К. Жургенова, 2020. 318 с.

 

Вернуться назад