2021–2022 балетный сезон Казахстана: время танца

20 августа 2022

Как цитировать эту статью (при цитировании нужно заключать текст в кавычки):

Уразымбетов, Дамир. «2021–2022 балетный сезон Казахстана: время танца». Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана, дата публикации 20 августа 2022, www.qazaqballet.kz/main_articles/2021-2022-baletnyj-sezon-kazahstana-vremja-tanca/. Дата доступа (формат: число месяца год).


 

Посвящается 95-летию выдающегося балетоведа Л. П. Сарыновой и с благодарностью крупным балетоведам современности Ф. Б. Мусиной и Г. Т. Жумасеитовой за постоянную приверженность слову и любовь к танцу казахского народа.

 

«Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. <…> Кто в критике руководствуется чем бы то ни было, кроме чистой любви к искусству, тот уже нисходит в толпу, рабски управляемую низкими корыстными побуждениями. <…> Где нет любви к искусству, там нет и критики».

А. С. Пушкин


 

В 2021–2022 сезоне смешалось творчество отечественных и зарубежных хореографов былых и нынешних лет. Впервые в Казахстан пришел Килиан, в третий раз блистает Баланчин. Да и отечественные постановщики занятых ранее позиций не сдают. Ведь когда-то все-таки и это станет историей казахского балета. Или уже стало и не вернется. Хотя все, что было, всегда возвращается. В этом сезоне — девять полноценных премьер спектаклей. Плюс к этому — видеопроект «Время» научно-творческой лаборатории Qazaq Ballet.

 

       Балет — вид искусства в нашей стране не естественного происхождения. Его обособленность и развитие началось только в начале 2000-х, так как первые годы независимости в основном прошли застойно. Последние же десятилетия показали прежнюю приверженность Казахстана к приглашению зарубежных хореографов. Только если в советское время приезжали в основном из городов Союза (Москвы, Ленинграда и так далее), то теперь к постановочному процессу активно подключены европейские и американские хореографы. Они осуществляют уже ранее поставленные спектакли, переносят известные и иногда создают новые авторские. Казахстанские хореографы тоже делают попытки поиска, формируют стиль, возможно даже школу. Тем не менее, ни одна из новых постановок не является остро революционной, бунтарской. Все балетные произведения создаются с оглядкой на казахстанское общество. И это нормально.

       Культурными центрами, где проходят все балетные премьеры, остаются Алматы и Нур-Султан (причем столица преимущественно). Два полиса магии выражаются гигантски: большое количество театров, пластических поисков, сохранение существующего. Все это недосягаемо по сравнению с предыдущими годами. В других же городах страны (да и в упомянутых) по сей день некоторые люди никогда не видели балет, не интересовались и, скорее всего, не будут любопытствовать. А те, кто видели — далеко не всегда восторженно к этому относятся. Часто — с непониманием. При этом в последние годы в Казахстане появился слой людей, который, в принципе, почти не имеет к этой культуре никакого отношения и ходит в театр только для демонстрации себя в этом пространстве (это, как и в монаршие времена, престижно — смотреть балет и общаться с балеринами). Еще важно сказать, что сегодня балетные премьеры сопровождаются полными аншлагами. Эти фактологические отступления упомянуты к слову. Но и они имеют место быть, потому что тоже формируют определенное культурное коллективное бессознательное.

       Подробно исполнители и постановщики указаны в соответствующих пресс- и пост-релизах театров и это все можно найти в интернете (только это, как правило, и можно найти — редко когда журналисты пишут авторские тексты о танце). Потому здесь особого акцента не будет на лицах и персонажах. Одно ясно — вчерашние учащиеся балетной школы, девчонки и мальчишки, несут на себе тяжкое бремя выдающихся артистов и балетмейстеров прошлого, но они все равно в профессии. Так или иначе. В настоящем небольшом очерке речь пойдет исключительно о балетных премьерах. Вопросы действующего репертуара не затрагиваются.


 

 

       Гудулла — мать Эсмеральды

       Первую премьеру в сезоне 2021–2022 показал Государственный академический театр танца РК, открывший свой предъюбилейный год по традиции 13 сентября 2021 года на сцене КазНТОБ имени Абая. Это был спектакль Булата Аюханова «Гудулла — мать Эсмеральды» на музыку композиторов XVIII, XIX и XX веков. Ранее он уже делал постановку по мотивам романа В. Гюго. Тогда он назывался «Танцуй, моя Эсмеральда» на музыку Р. Коччианте. По форме нынешняя постановка похожа на балетный дивертисмент, состоящий из вариаций. «Гудулла» имеет определенную композиционную схожесть с другой постановкой мэтра — «Анна Павлова — лебедь русского балета», где тоже было изобилие вариаций. Б. Аюханов остается единственным в Казахстане представителем первого поколения хореографов, который каждый год выдает премьеру за премьерой. Его знают многие за границей нашей страны, хоть слава Союза уже уходит в прошлое. Более того, имя Аюханова стало нарицательным в народе. Аюханов — значит казахский балет.

       Спектакль «Гудулла — мать Эсмеральды» ярко характеризует творчество балетмейстера, насыщенность хореографией, музыкальность, приверженность классическому и только классическому танцу и квадратной структуре сценического рисунка. На следующий юбилейный сезон своего театра Аюханов готовит спектакль «Король развлекается». Больше тридцати лет назад балетмейстер мечтал о собственном помещении, технических возможностях сцены, комнатах отдыха, бассейне. Аюханов никогда не был «императорским». Скорее наоборот он был в оппозиции. До сих пор, несмотря на 54-летнюю историю своего собственного театра, выжившего на нервах и здоровье, он не имеет собственной сцены. Но вопреки всему — театр живет и показывает премьеры. Искусство зависит только от желания художника творить. И пусть кто-то попробует опровергнуть.


 

 

       Роман бутона розы и мотылька

       15 ноября 2021 года в рамках II международного фестиваля хореографических учебных заведений Temps lié состоялась премьера балета «Романа бутона розы и мотылька» в исполнении учащихся Казахской национальной академии хореографии. Спектакль со сложным, почти не запоминающимся с первого раза названием на восстановленную Д. Шакировым партитуру Р. Дриго поставлен для решения образовательных задач — развития исполнительского мастерства у обучающихся. Его премьера состоялась в онлайн-формате на сцене театра «Астана Балет». Точнее, дети танцевали вживую, а зрители смотрели на экранах гаджетов. Автором постановки стал приглашенный Василий Медведев, который осуществил балет по мотивам спектакля Мариуса Петипа 1904 года.

       Постановщик в интервью сообщил, что «существовало несколько версий либретто, мы получили его на французском языке и адаптировали к современным реалиям, но оставили самые главные ценности. Сам сюжет — торжество любви и красоты — вечен». Хотя хореограф ранее практически не ставил детских балетов (в его багаже есть только полувзрослые «Щелкунчик» и «Золушка»). Но и М. Петипа тоже не увлекался детскими спектаклями. Хореография «Романа бутона розы и мотылька» достаточно непроста для исполнения учащимися, ее много (балет идет полтора часа), она требует тщательной и многочасовой репетиторской работы. Ректор академии А. Асылмуратова отметила в интервью «Казахстанской правде»: «Для Казахской национальной академии хореографии премьера балета “Роман бутона розы и мотылька” является исторически важной вехой, поскольку отныне этот маленький шедевр станет нашей визитной карточкой». Сюжетная драматургия балета неявна, тягуча и мало подходит для детского восприятия. В ней не развиты динамика действия, игровая составляющая и интерактивность. Очень много хореографии и цвета в сценической перспективе костюмов и декораций. Возможно, для образовательных целей — это самое то. Радует, что академия хореографии продолжает путь, начатый еще в спектакле «Алиса и ее необычайные приключения», когда дети танцуют большие спектакли.


 

 

       Белоснежка и семь гномов

       В прошедшем сезоне театр «Астана Опера» показал зрителям две постановки, требующие недюжинного артистического таланта. И труппа продемонстрировала не только свою потребность в актерской игре, но и реальные выразительные возможности тела, мимики лица, внутреннего накала на театральной сцене.

       19 ноября 2021 года «Астана Опера» представила столичному зрителю детский балет «Белоснежка и семь гномов» Тибора Кочака. Это можно назвать праздником для юных зрителей, да и для всей семьи. Потешная игра артистов, их увлеченность сюжетом, включенность в то, что они исполняют, по праву заслуживают внимания и желание смотреть спектакль венгерского постановщика Дюлы Харангозо. Он лично участвовал в постановке, сделав авторскую редакцию для балетной труппы и технических возможностей театра «Астана Опера».

       В спектакле насыщенная сценография и реквизит, они реалистичны. Даже есть живой голубь. Декорации меняются по ходу действия. Решения придумал художник-постановщик Кентавр (Ласло Эркель) совместно с постановочной командой. Тесное сотрудничество хореографа и композитора, который по его тщательной раскадровке сценария и музыкально-пластическим импровизациям создал абсолютно танцевальную партитуру, обеспечило необходимый тандем для создания идеального детского спектакля. Хореографический язык главных героев построен в основном на классическом танце, а сами гномы и некоторые другие персонажи двигаются с помощью современной и так называемого «свободного» гротескового танца.

       В спектакле задействованы молодые артисты балета и ведущие солисты. Театр подготовил три состава исполнителей. Все увлеченно исполняли свои партии, привлекая юного зрителя в сказочное действие, заставляя ребят сопереживать героям представления. Жизнерадостность спектакля «Белоснежка и семь гномов» раскрывает чувства зрителя, вызывает много улыбки и положительного настроения и несомненно является большим достижением театра и в целом страны, так как это практически единственный балет, который доступен безоговорочному пониманию молодого поколения. То есть здесь театр «Астана Опера» выполняет функцию приобщения детей к высокому элитарному искусству через знакомые и любимые образы сказки братьев Гримм.


 

 

       Каприччио для фортепиано с оркестром

       В один вечер театр «Астана Балет» (отличившийся пятью премьерами в этом сезоне) представил две новых постановки. Первая из них — «Каприччио для фортепиано с оркестром» («Рубины» из балета «Драгоценности», 1967) Дж. Баланчина. И это уже третий балет хореографа в Казахстане, поставленный в театре «Астана Балет». Известный британский балетный критик, недавно ушедший Клемент Крисп писал, что трудно представить мир балета без колоссального присутствия Джорджа Баланчина. Его «присутствие» в стране аж в трех балетах в одном театре говоряще. Нелишним будет напомнить не менее заковыристую, чем хореография «Рубинов», фразу балетмейстера: «По крови я грузин, по культуре русский, а по национальности петербуржец», — говорил он, прожив основную часть жизни в Париже и Нью-Йорке.

       Возвращаясь к самому балету, многое в «Каприччио для фортепиано с оркестром» зависит от исполнителей, которые должны в первую очередь слышать непростую синкопированную музыку трехчастного Каприччио Игоря Стравинского, написанного почти сто лет назад. Для танца Баланчина необходима также определенная манера исполнения, сформированная его происхождением, бэкграундом в Ленинграде (он окончил не только хореографическое училище, но и консерваторию как теоретик музыки), а также артистической, балетмейстерской и организаторской деятельностью.

       Труппа театра со старанием восприняла уроки Пола Буса, который перенес балет Баланчина в «Астана Балет». Математически написанная музыка И. Стравинского с постоянно меняющимся ритмом не сразу «вошла в уши» артистов. П. Бус отметил, что всегда требуется какое-то время, пока привыкнет слух. А потом добавляется к классическому телу джазовый корпус, скорость исполнения и артикуляция ног — что присуще американскому стилю балета. И такой утонченный репертуар — драгоценность для казахстанского артиста и зрителя.


 

 

       Арканы судьбы

       Вторым спектаклем из представленных 27 ноября 2021 года стал «Арканы судьбы». Неожиданно для казахстанского слушателя эстрадная певица, представительница известной музыкально-хореографической династии Карина Абдуллина раскрылась как композитор и автор либретто балета. Музыку она посвятила памяти Булата Сыздыкова, с которым пела в группе «Мюзикола» (1992–2016).

       В оригинале балет называется «Tarot. Senior Arcana» и своей задачей композитор (редко мы встретим в музыкальном театре женщин-композиторов) ставила раскрыть старейшую историю и образы карт Таро. Оркестровую обработку музыки создал Виктор Гуревич. Постановку по замыслу К. Абдуллиной осуществила Мукарам Авахри. Балет представляет из себя набор вариаций из колоды карт таро, объединенной единой линией судьбы: через нарисованные образы карт раскрывается человеческая личность, эмоции, характеры. Почти комедия дель арте. Именно строение музыкального материала (в котором узнаются лейтмотивы из творчества К. Абдуллиной) определило структуру спектакля «Арканы судьбы», состоящего из 21-го номера. Надо отметить, что ему присуще отчасти карнавальное настроение средневековья. Сольные и дуэтные танцы перемежаются несколькими массовыми, каждый аркан при этом наделен своей музыкальной темой. В конце спектакля в эпизоде «Мир» все образы из колоды собираются в одно целое. Мир — это высшая карта таро, она подразумевает собой гармонию всех арканов и знаменует их единение.


 

 

       Жезтырнак

       25 февраля и 24 марта 2022 года на сцене Дворца Республики состоялись показы возобновленного «Жезтырнака» — балета-притчи не только о любви, но и о противостоянии добра и зла, никогда не заканчивающемся и обретающим новые способы борьбы. Спектакль Гульнары Адамовой исполнил театр современного танца Samruk.

       Об этом возобновлении говорили. Потому состоялось два показа, чтобы все желающие могли посмотреть (последний раз его исполняли восемь лет назад). Рассказчик в записанной заранее озвучке повествовал о предстоящих на сцене событиях. Сценография Амантура Бейсенбинова за счет разной подачи светового оформления считывалась по-разному и помогла переключаться в разные «миры» и «картины» (хотя физически была недвижима). Два образных мира — только жезтырнаки и джигиты, — их противостояние, хореографические «дискуссии». Труппа театра — разнообразная технически и пластически. В новой редакции Г. Адамова сделала важную корректуру финала постановки, где конфликтующие стороны пытаются найти баланс и остановить столкновения между собой, себе подобными. Теперь в этой версии спектакля женщину-жезтырнак, разорвавшую когтями возлюбленного, охотники оставляют нетронутой, и она растворяется в бездне одиночества (но не в войне).

       Эстетика Samruk определена вкусом и предпочтениями его бессменного руководителя Г. Адамовой. В спектаклях на заданную тему неспешно раскрываются путь, настроение, эмоции. Они запоминаются, находясь где-то между реальностью и призрачностью, где реальностью выступает социум, а призрачностью — чуть ли не космические резонансы. Таковы «Жизнь во сне», «Second Hand», «Джаз-кафе», «Аранхуэс», «Скользящие в миражах» и другие спектакли.


 

 

       Шесть танцев

       Иржи Килиан считается одним из самых гениальных хореографов в современном профессиональном сообществе за его музыкальность, абсолютность в выборе движений и умение мыслить глобально за счет лаконично выбранных выразительных средств. Не каждый театр удостаивается возможности обладать постановкой в репертуаре из числа творений Килиана. Килиан — это как прийти в дорогой ресторан и попробовать лучшее вино, а наутро не будет болеть голова. На его официальном сайте указано расписание прошедших и будущих показов балетов хореографа. Есть среди них и два столичных театра Казахстана, в которых поставили два спектакля Килиана из серии его черно-белых балетов, среди которых «Сарабанда» на музыку И. С. Баха, «Маленькая смерть» на музыку В. А. Моцарта, «Сладкие сны» на музыку А. Веберна, «No More Play» на музыку А. Веберна, «Падшие ангелы» на музыку С. Райха, «Шесть танцев» на музыку В. А. Моцарта, что в общем составляет программу длительностью в полтора часа. Может быть, придет время, когда казахстанский балет сможет показать всю серию. Было бы интересно увидеть это в совместном исполнении всех балетных трупп.

       Один балет — «Шесть танцев» — показан 25 марта 2022 года (на сайте Килиана указано 27 марта) на сцене театра «Астана Опера», который первый в стране смог показать спектакль известного хореографа. Образы у Килиана не персонифицированы. Это люди разных характеров. Глаз, привыкший видеть на ставших классикой видеозаписях, исполнителей из Nederlands Dans Theater, вдруг удивляется, узнавая лица казахстанских артистов балета.

       Постановку в театр «Астана Опера» перенесла один из ассистентов хореографа Ширли Эссебум, которая ставит по всему миру его балеты. На сцене всего восемь солистов. Костюмы артистов решены в единой цветовой гамме кремового оттенка. Мужчины одеты в подштанники и напудренные парики, женщины — в юбках и корсетах, волосы их взлохмачены. Лица загримированы в белый оттенок, щеки нарумянены.

       Редко, когда на балетной сцене можно увидеть юмор. В творчестве Килиана эта интеллектуальная способность является определяющей для его творчества. Уровень юмористического нерва в его хореографии определяет высокую содержательную потребность для зрительского и артистического восприятия. При этом движения понятны каждому. Они, по сути, не требуют особого напряжения ума и логики. Хореограф воспевает человеческое тело, графически четко и дотошно конкретизируя показывает его линии в балете. «Шесть танцев» предельно музыкальны, движения синхронизированы буквально с каждой моцартовской нотой. Чтобы танцевать Килиана, надо иметь хорошую классическую базу. Балет выстраивается в том числе на шутках, он содержит долю пародийности. Хотя для артистов-классиков непросто с первого раза «выловить» интенции хореографа и сложить их в один пластико-акустический пазл — в спектакле нет привычных классических фуэте и па-де-ша.

       В балете сфокусирована человеческая сущность с ее взаимоотношениями: радостями и драмами. Здесь Килиан, пропитанный произведениями Моцарта, раскрывает свою фантазию на тему карнавала жизни и передает легкий дух музыки. Труппе театра «Астана Опера» «Шесть танцев» идут, и они уместны для его репертуара. И нужно продолжение.


 

 

       Падшие ангелы

       Заполучить в репертуар постановку Килиана, как выше говорилось, дорогого стоит. Уже через пять дней после театра «Астана Опера», 1 апреля 2022 года, теперь в «Астана Балете» показали премьеру балета «Падшие ангелы» на музыку Стивена Райха. Постановку перенес Стефан Жеромски.

       В балете задействованы восемь артистов-женщин (как когда-то только с женской труппы начинался «Астана Балет»), одетых в черные купальники. Впервые он был показан в 1989 году в Нидерландах. Музыка С. Райха основана на барабанно-перкуссионных ритмах церемониальной ритуальной музыки Ганы (Африка). Энергичные удары и синкопы проецируют многослойный, сюрреалистичный и физический танец женщин, сопряженный с психическими и психологическими процессами самосознания и жизненного цикла. Балет развивается непредсказуемо и бурно. «Барабаны пробуждают сны», — говорил Килиан. В его танцах на «водоворотную» музыку Райха немаловажное место занимает освещение, которое создает необходимую сценическую атмосферу.

       Женщины в 1980-х выступали против конформизма и Килиан показал в спектакле, что женщины имеют не меньше возможностей, чем мужчины. Они танцуют вместе, потом «срываются» по очереди из общей линии, закрывают свое лицо, защищаясь от общества. Для казахстанского зрителя это почти вызов. Ангел — это совершенство — идеальное, заботливое, понимающее. Падшие ангелы — восставшие против небес и изгнанные оттуда. Танец Килиана выражает аллегорию женских чувств. Появившиеся из темноты и вставшие в рамки (квадраты), они пытаются из них вырваться, но в итоге снова остаются в них. А значит, показав свою непокорность, они принимают свое женское начало. Впрочем, сценическое освещение «квадратами», зеленые яблоки, шпаги — это часть целостной истории черно-белых балетов Килиана.

       Наверное, балет «Падшие ангелы» заключает в себя мысль о свободе.


 

 

       Время пришествия

       Постановка о времени создана специально для ведущего солиста Государственного академического театра танца РК Мади Касымова в рамках проекта научно-творческой лаборатории Qazaq Ballet. Показ всех историй проекта планируется представить в следующем 2022–2023 сезоне.

       Сценическая премьера «Времени пришествия» состоялась 13 июня 2022 года в Большом зале Казахской государственной филармонии имени Жамбыла. Обращение к вневременной музыке И. С. Баха всегда особенное. И ее дух сконцентрирован в хореографии Д. Уразымбетова. Танцовщик при помощи своих пластических возможностей попеременно изображает время и человека через неоклассику и модерн. Это стихия утверждения мысли о времени, выраженная в чистом не аффектированном танце. Основой сюжетной линии постановки стали фрагменты из Ж.-П. Сартра «Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога. У каждого настоящего есть свое будущее, которое освещает его и которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим». Но слова не являются определяющими. Интерпретация смысла и времени заключается в усмотрении каждого зрителя. «Время пришествия» ускоряет и замедляет, думает и ждет, оно успокаивает и тревожит. Никто из людей не знает, что на самом деле значит время пришествия и когда оно придет. А может уже пришло.


 

 

       Шелковый путь

       Спектакль как эстетическое наслаждение. Так можно сказать о «Шелковом пути» второй за год постановке М. Авахри, показанной театром «Астана Балет» 18 июня 2022 года. В нем достаточно сложно, но при этом элегантно переплелись различные культуры в едином художественном пространстве хореографа, стиль которой уже отчетливо проявляется в ее пластических находках. Музыка в балетах Авахри всегда разнообразна, привлекается, как правило, ряд композиторской музыки. И в этот раз в афише значатся: Арман Амар, Ренат Гайсин, Владимир Иванофф, Омар Фарук Текбилек. Авахри вдумчиво работает, переделывает, корректирует, доводит до своего понятия совершенства все постановки. Асель Шалабаева совместно с балетмейстером создала костюмы минималистичные, полуэфемерные, лаконичные, мультикультурные. Либретто для спектакля создал Бахыт Каирбеков. Кстати, тандем театра с известным поэтом и писателем плодотворен. Создано уже пять балетов помимо нового: «Алем» (2014), «Жусан» (2014), «Язык любви» (2016), «Легенда о Туранге» (2020), «Султан Бейбарс» (2020). Б. Каирбеков является также автором либретто к спектаклю «Зов степи», поставленном в театре «Астана Опера» (2020).

       Событийный ряд в почти бессюжетном балете «Шелковый путь» складывается из истории о шествии шелка из Древнего Китая в Древней Отрар. Хореограф М. Авахри нашла пластический эквивалент танцам китайцев, индийцев, персиан, бедуинов через музыку и «балетное слово». Эпизоды показывают стену Плача, Древний Рим, Османскую империю, Древний Отрар. Балет-медитация оставляет впечатление созерцательности, задумчивости и спокойствия, что в наше время так часто необходимо. Заодно зритель лапидарно может увидеть историю Великого Шелкового пути, которая не только об экономическом развитии и постройке новых городов, но и о культуре. В том числе танцевальной.


 

 

       Фрески

       Возобновление спектакля «Фрески» Заурбека Райбаева обещалось горячим, к нему Казахский национальной театр оперы и балета имени Абая готовился упоенно. Как и полагается, все артисты разные, и они создали не похожие трактовки одних и тех образов. Надо констатировать, многие исполнители сожалеют, что «когда приходит опыт, уходит прыжок». «Наполненность» роли драматизмом, чувственностью и смыслом, даже в исполнении простого движения руки, проникновение в образ и логичное его развитие видны зрителю сразу. Но это — вопрос к артистам и педагогам.

       Премьера балета состоялась в далеком 1981 году в Ленинграде на сцене МАЛЕГОТа. Метафоры, сложенные на основе поэмы «Глиняная книга» и музыки Т. Мынбаева, выразились в найденной З. Райбаевым лексике — богатой и необычной для глаза. Она выразительна и притягательна, она вторит литературному первоисточнику о скифах (которые относятся к понятию не столько этническому, сколько нравственному). Танцевальная ткань слышит прихотливые повороты композиторской мысли, изобилует деталями. Можно себе представить, как это смотрелось 40 лет назад.

       Ритмы и мелодии Т. Мынбаева, порой дерзкие, но образно выразительные и запоминающиеся, заложены в девяти картинах-фресках. С одной стороны, это непривычно для драматургической целостности спектакля. С другой стороны, нарушение нарративности, возможно, не отслеженное тогда балетмейстером в этом контексте, приобщило «Фрески» к современной культуре XXI века. Тогда, в 1980-х, постмодерн практически не звучал в Советском Казахстане. Творчество художника-графика Е. Сидоркина весьма кстати пришлись для метафорического и философского этно-балета. Световая ферма в форме круга (придуманная В. Окуневым) осовременила спектакль, но как это повлияло на его концепцию? Во «Фресках» задумка, образы, танцы, сюжет — все как надо балету, все, как он любит.

       Нынешняя премьера (к сожалению, единственная в театре в этом сезоне) возобновления состоялась 25 июня 2022 года в постановке Гульжан Туткибаевой. Направление репертуарной политики театра в сторону возобновления исторического наследия, тем более национального, продолжает свое движение. КазНТОБ имени Абая — это начало балетного искусства страны. У театра особая зона ответственности перед народом и историей. Кстати, на второй день премьеры присутствовал единственный живущий ныне автор «Фресок» Олжас Сулейменов. Но он не высказывался публично.


 

 

       Орфей и Эвридика

       Под занавес сезона, 5 июля 2022 года, театр «Астана Балет» показал будущий репертуар — премьеру балета «Орфей и Эвридика» в постановке начинающего хореографа Кристины Полин, работающей в Гамбурге. Она сделала собственную трактовку известного греческого мифа, осовременив его, но не ограничив конкретной эпохой и направлением танца. Орфей стал известным писателем, Эвридика — его музой, в царстве Аида бродят шахтеры. Тем не менее, идея любви и вечности души осталась и претворилась в постановке.

       Основная многоугольная геометрическая фигура декорации Отто Бубеничека состоит из зеркальных пластин и высится над сценой. Она постоянно нависала над всей историей. Спектакль производит впечатление сдержанного и даже холодного. В нем большое количество дуэтов, которые, возможно, для подобного балета, излишни. А цветовая семантика не всегда выстраивает определенные ожидания и эмоции зрителя. Музыкальная компиляция состоит из произведений различных композиторов (С. Прокофьев, Э. Элгар, Г. Гендель, Д. Джаконелло), что характерно в целом для репертуара «Астана Балета». Иногда это необходимо, а иногда — вовсе нет.

       Балетный спектакль «Орфей и Эвридика» требует не столько техники, сколько актерской выразительности, что самое главное в театре. Артисты могут сполна прожить образы, выпавшие им по воле судьбы. В целом это выразительный спектакль и для завершения сезона он подходит как нельзя кстати.

 


 

 

       Была еще одна премьера 21 мая 2022 года — Туркестанский музыкально-драматический театр в первый сезон своей работы показал пластический спектакль «Сказание о Коркыте» в постановке московского хореографа Константина Семенова, готовящего монографию о творчестве Иржи Килиана. Но об этом как-нибудь отдельно.


       Такова ситуация в казахском хореографическом искусстве. В. М. Гаевский, мастер слова о балете, писал о большом советском балете: «Худшая ситуация — та, когда нет ни ансамбля, ни ярких солистов». Потому оставим разумению и вниманию зрителя тезис мэтра критики.

       Балет Казахстана трансформируется, расширяется его кругозор, географический охват, выразительные и художественные средства. Есть ли сегодня осмысленный пластический язык, а не просто его витиеватость? Академический классический танец постепенно вытесняется другими видами танца, смешивается с ними. Современный казахский балет не увлекается только техникой. Он скорее о сказочности, эпичности, фантастике, конфетности. Что больше присутствует в постановках столичных театров. Есть и исторические балеты, есть и бессюжетные. Социальная тема редко поднимается в постановках. Философская — так или иначе присутствует, пусть даже в небольших миниатюрах.

       Происходящие процессы многогранны. Дать этому объективную культурологическую оценку пока не представляется возможным. Проблем в хореографии много, но они не всеми обсуждаются, не озвучиваются публично. Есть и много достижений, особенно в последние годы.

       Это все слова. А мы будем всегда помнить, что «публика довольно равнодушна к достижениям словесности — истинная критика для нее не занимательна» (Пушкин). Поэтому — идем в театр смотреть танец!

 

 

Фотографии пресс-служб театров, а также Е. Петровой.

 

Как цитировать эту статью (при цитировании нужно заключать текст в кавычки):

Уразымбетов, Дамир. «2021–2022 балетный сезон Казахстана: время танца». Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана, дата публикации 20 августа 2022, www.qazaqballet.kz/main_articles/2021-2022-baletnyj-sezon-kazahstana-vremja-tanca/. Дата доступа (формат: число месяца год).

Вернуться назад