Драматический балет «Манон», поставленный знаменитым английским хореографом в 1974 году, не утратил своего очарования и актуальности и по сей день. Сэр Кеннет Макмиллан перевернул представления о сюжетном балете, возведя его до уровня психологического театра, не лишив при этом хореографию изобретательности и выразительности. Возможно именно в этом секрет долговечности спектакля, который не сходит с мировой балетной сцены вот уже более сорока лет.
Решение взять за основу либретто роман XVIII века Франсуа Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско» Макмиллан объяснял так: «Меня очаровали персонажи. В балете участвует шестнадцатилетняя героиня, прекрасная, но абсолютно безнравственная, и герой, который под ее пагубным влиянием становится шулером, лжецом и убийцей. Нетрадиционный сюжет для балета, верно? И далее добавляет: «Мне кажется поведение Манон обусловлено ее прошлым, проведенным в нищете. Она не только боится стать бедной, но и стыдится этой бедности. Быть бедной означало в то время медленную смерть».
Эту идею чрезмерной роскоши и разложения общества прекрасно реализовал в оформлении спектакля друг и соратник Кеннета Макмиллана художник Николас Георгиадис. Богатая драпировка салона-борделя и нищенские трущобы созданы при помощи многочисленных разорванных в клочья лоскутов ткани, в зависимости от освещения рисующие то нищенские трущобы, то пышные драпировки гостиных. Чудесная игра света и тени создают призрачность этих двух состояний, переход из одного в другое осуществляется мгновенно, в этом зыбкость этого мира, размытость границ и отсутствие всяких, в том числе и нравственных, ориентиров. При этом декорации необычайно мобильны и позволяют при помощи нескольких скупых, но точных деталей полностью изменить место действия: мгновение назад это была улица — и вот уже роскошный бордель или скромная комната кавалера де Грие.
Созданный родственниками и соратниками хореографа «Фонд К. Макмиллана» тщательно следит за точностью исполнения хореографического текста, а также за соответствием сценографии и костюмов первоначальному замыслу создателей. При неукоснительном соблюдении хореографического текста, в мире существуют три сценографических версии спектакля: в оформлении Питера Фармера (в этой версии спектакль идет в ряде стран, в том числе в Мариинском театре), в сценографии Мии Стенсгоу, и в оригинальных декорациях Николаса Георгиадиса. Надо отметить, что последний вариант самый дорогой и трудоемкий.
Не каждый театр может позволить себе включить в репертуаре этот спектакль, но мировой сценический авторитет Алтынай Асылмуратовой, которая в 90-х годах, с одобрения самого сэра Макмиллана блистала в партии Манон на сцене Ковент Гарден, а позже танцевала премьеру на сцене Мариинского театра, сделал возможным перенести в театр «Астана Опера» балет в том виде, в каком он представлен в Лондонском королевском балете, то есть в самой полной авторской версии, в декорациях и костюмах Николаса Георгиадиса. Премьера балета «Манон» в Астане состоялась 28 апреля 2017 года.
Прибывшая специально на премьеру балета леди Дебора Макмиллан, вдова знаменитого хореографа, особо отметила великолепную работу постановочных цехов театра, которым удалось совместно с приглашенными специалистами создать декорации и костюмы в полном соответствии с оригинальными эскизами и чертежами. Богатство костюмов и их количество тоже поражает воображение: каждый персонаж, будь то солист или статист, изображающий толпу, имеет свою визуальную характеристику.
В балетах Макмиллана нет кордебалета, который создает фон для солистов: изобретательный хореограф создал яркие живые картины общества Парижа и Нового Орлеана — полные суеты бездушные массы. При этом каждый артист кордебалета имеет свою, точно очерченную роль, он должен наполнить ее жизнью в рамках предполагаемых обстоятельств, и именно в этом заключалась главная задача педагогов-репетиторов Патрисии Руан и Карла Бернетта, осуществляющих перенос спектаклей Макмиллана по всему миру. В то же время — никакой аффектации и театральных жестов, каждый образ должен органично вплетаться в общую картину балетного действа. Именно этой, почти кинематографической точности и реальности происходящего на сцене добивались педагоги от артистов на протяжении не-скольких недель изнурительных репетиций.
Танец нищих в первой картине, дуэт подвыпившего Леско со своей «дамой» и великолепная сарабанда Манон с поклонниками в сцене у Мадам — прекрасные образцы действенного массового танца, виртуозного и изобретательного, с которым прекрасно справились артисты театра. Но они намеренно лишены внутреннего чувства. Основной энергетический заряд несет страстное па-де-де Манон и Де Грие, именно оно движет всю трагическую историю.
Четыре дуэта Манон и де Грие — четыре состояния, от зарождения роковой для обоих страсти до смерти виновницы всех злоключений. И суматошная танцевальная вакханалия вокруг работают по принципу контраста, усиливая пронзительную драму разлагающегося общества, в котором деньги являются абсолютной и высшей ценностью.
Удивительная работа итальянского художника по свету Якопо Пантани, зримо воплощает эти образы на универсальных и метафоричных декорациях Георгиадиса. В последней картине третьего акта сбежавшие из под стражи, бредут едва живые любовники в серых лохмотьях. Среди таких же серых и безжизненных просторов Луизианы они почти сливаются с ландшафтом в беспросветной неизбежности конца. Здесь начинается четвертый, последний дуэт Манон и де Грие. И с развитием музыкальной темы знаменитой «Элегии» Массне, которая является лейтмотивом балета, главной темой их любви и рока, безжизненная пустыня зацветает красками. Световая и музыкальная партитуры, сливаясь, дополняют эмоциональное состояние прощального дуэта, а с последним вздохом Манон гаснет и свет, возвращая безутешного кавалера де Грие в серый мир без любимой.
Для исполнения главной партии Манон было выбрано два состава — примы балетной труппы Айгерим Бекетаева и Мадина Басбаева. И уже не в первый раз, эти две уникальные балерины создают совершенно разные образы, каждый из которых убедителен по-своему. Наивная, плывущая по течению и по-детски ребячливая, не ведающая что творит Манон Айгерим Бекетаевой и подвижная как ртуть, импульсивная Манон-авантюристка в трактовке Мадины Басбаевой. Романтическая фигура кавалера де Грие также отличается в исполнении разных составов: мужественный и страстный герой-любовник ведущего солиста Рустема Сейтбекова и подверженный воле обстоятельств безвольный де Грие молодого солиста театра Олжаса Тарланова. Как нередко бывает в балетах-драмах, в «Манон» ярко прорисованы образы большинства персонажей. Даже лишенный танца господин Г. М. (Жанибек Иманкулов, Рахметулла Науанов) остается в памяти, как уверенный в себе охотник за удовольствиями, не подвластный чувствам и уважающий лишь силу и богатство. Бахтияр Адамжан и Арман Уразов виртуозно справляются с непростой техникой партии Леско — брата Манон, и образом бесшабашного ловкого проныры, но не всегда понятна при-рода его отношений с сестрой. Достаточно убедительным и цельным выглядит образ Любовницы Леско в исполнении Анель Рустемовой и Гаухар Усиной.
Невероятно сложная хореография Кеннета Макмиллана предъявляет свои требования к исполнителям: помимо чисто физических данных и виртуозной техники, нужно также обладать безупречным чувством стиля. И только когда эти составляющие доведены до совершенства, артист может свободно творить образ.
Пока балерины хорошо освоили текст роли, более или менее удачно входят в образ. Но для того чтобы стать полнокровной Манон, создать свой, неповторимый образ нужно время, считает художественный руководитель балета Алтынай Асылмуратова. И видимо она права, потому что сэр Кеннет Макмиллан поставил удивительный спектакль, который имеет четко очерченные, но подвижные границы, и вдохнуть в него жизнь могут истинный талант и индивидуальность.
Фотографии предоставлены театром «Астана Опера». Автор Карла Нур.
Ссылка для цитирования:
Мусина Ф. Б. Блеск и нищета Манон Леско // Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана / URL: https://qazaqballet.kz/main_articles/blesk-i-nishheta-manon-lesko/ (Дата обращения: ??.??.????).