Как цитировать эту статью:
Шубладзе, Ольга. «О моем учителе Николае Ивановиче Тарасове». Qazaq Ballet Magazine, дата публикации 22 декабря 2021, www.qazaqballet.kz/main_articles/o-moem-uchitele-nikolae-ivanoviche-tarasove/. Дата доступа (формат: число месяца год).
От редактора:
Ольга Борисовна Шубладзе окончила ГИТИС, где училась у выдающихся педагогов М. Т. Семеновой, М. В. Васильевой-Рождественской, Н. И. Эльяша и многих других. Среди них особое место в ее сердце занимает Н. И. Тарасов, воспоминаниями о котором она решила поделиться с нами.
Прошло 50 лет, а я до сих пор вспоминаю замечательного педагога Николая Ивановича Тарасова, который определил мою профессиональную судьбу педагога хореографии. Он воспитал несколько поколений артистов педагогов и балетмейстеров, создал книгу по методике классического танца.
Последние годы Николай Иванович болел и занятия проходили у него дома. Помню его московскую квартиру, находившуюся в Спиридоньевском переулке. Удивительная была там атмосфера доброты, тепла и уюта, эту квартиру знали все ученики. Обаятельный, остроумный, жизнерадостный и необыкновенно тактичный интеллигентный человек. У Тарасова была большая библиотека. Он любил читать стихи, занимался живописью, скульптурой, играл на рояле.
Ученики любили своего учителя и могли прийти к нему в любое время со своими горестями, сомнениями, вопросами. Для каждого Николай Иванович находил возможность быть полезным. И каждый из учеников на многие годы сохранил теплые воспоминания о часах, проведенных в этой радушной семье.
На занятиях от нас он требовал педагогическую мысль, логику, целенаправленность в каждом примере урока. Учебная работа незаметно переходила в беседу мудрую, всегда заинтересованную, лишенную назидательности. Мы размышляли и спорили о балетной педагогике. Говорили об искусстве, живописи, музыке, литературе.
Помимо своей уникальной педагогической одаренности Тарасов был тонким психологом. Он внимательно изучал учеников, знал их физические данные, творческие способности, меру выносливости, темперамент, пристрастия, бытовые привычки. Он умел подбодрить неуверенного в себе ученика и остановить дерзкую самоуверенность амбициозных по молодости ребят.
На уроках была, как правило, идеальная дисциплина. Он сам был требовательным. Обладал самодисциплиной и выдержкой. Всегда собранный подтянутый, он не терпел разболтанности. Индивидуальность каждого ученика он выявлял и формировал терпеливо, не жалея сил.
Секрет педагогического метода Тарасова в глубоком знании классического танца, в вере в его возможности. Урок классики может подготовить к любому сценическому заданию. Только надо уметь учить. Он считал, что единство системы классического танца не должно сковывать педагогическую индивидуальность. Правильная методика не может помешать проявлениям творчества педагога. Она не устраняет необходимость того, чтобы каждый преподаватель танцевального искусства был и сам художником.
В технике танца для Тарасова не существовало мелочей. Корпус поворот головы элевация, точность арабеска в полете, чистота прыжка — все было в поле его внимания как неотъемлемое условие чистоты классического танца. Большое внимание он придавал музыкальному воспитанию. При этом давал трудные комбинации с непростыми музыкальными акцентами. Он писал в своей книге, за которую получил государственную премию: «Без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью». Но одна из главных традиций русской классической школы — это воспитание самостоятельного художника, имеющего свое исполнительское чувство, свое отношение, свою манеру, не нарушающую строго академического стиля, — говорил Тарасов.
Именно поэтому плеяду замечательных исполнителей мужского танца воспитал Тарасов: А. Лапаури, М. Лавровский, Ю. Кондратов, Л. Жданов, М. Лиепа, Я. Сех, а также педагогов в разных частях стран России, Венгрии, Монголии, Германии, Чехословакии, Казахстана, в том числе П. Пестова, Г. Прибылова, Е. Валукина, а также С. Косманова, К. Андосова, К. Жакипову, Р. Курпешеву, С. Наурызбаеву, О. Шубладзе.
Сегодня Н. И. Тарасов живет в своих учениках. Они свято хранят его заветы, как и он, преданны искусству. Не хочется заканчивать рассказ о нем — ярчайшем деятеле балетного театра, педагоге-мыслителе, оказавшем огромное влияние на развитие классического танца, чье наследие не потеряло актуальности, помогает современному педагогу воспитывать настоящих танцовщиков.
Благодарна за счастье общения с Николаем Ивановичем Тарасовым.
Фотографии из личного архива О. Б. Шубладзе.