26 и 27 октября 2019 года в ГАТОБ им. Абая состоялось открытие международного балетного фестиваля «Звезды мирового балета XXI века», посвященного выдающемуся казахстанскому педагогу Улану Мирсеидову. Мероприятие было организовано компанией «Konokbaev group», основателем и президентом которой является Нурлан Конокбаев, ученик У. Мирсеидова.
В торжественном открытии международного фестиваля балета приняли участие директор ГАТОБа им. Абая А. Калиева, главный балетмейстер ГАТОБ им. Абая Г. Туткибаева, Н. Конокбаев, дочь У. Мирсеидова, солистка балетной труппы ГАТОБа им. Абая Н. Мирсеидова.
«Казахский балет явление уникальное. Его развитие заняло 85 лет. Сегодня мы с гордостью можем утверждать, что достижения основателей балетной школы, достижения их продолжателей, их учеников впечатляют. Мы все становимся свидетелями большого торжественного шествия нашей казахстанской балетной школы по мировым сценам», — сказала А. Калиева. «Дорогие друзья, я от всей души поздравляю нас с праздником высокого искусства. Хочу пожелать всем успешных фестивальных дней, а зрителям незабываемых впечатлений!»
Компания «Konokbaev group» направляет часть вырученных средств от продажи билетов на поддержку молодых дарований в области балетного искусства. Ранее компания «Konokbaev group» совместно с Фондом Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы проводила благотворительное мероприятие «Звезды балета детям», где каждый ребенок из малообеспеченной семьи мог бесплатно посетить театр и увидеть балетный спектакль. «Этот фестиваль особенный для нас. Он посвящается нашему казахстанскому артисту балета, нашему педагогу У. А. Мирсеидову. Он один из деятелей хореографического искусства, который начал вывозить молодых артистов балета на международные конкурсы. Именно поэтому, следуя его пути, мы предоставляем пять грантов молодым артистам балета», — выступил с речью Н. Конокбаев. В первые два дня фестиваля гранты вручили солистам балетной труппы ГАТОБ им. Абая М. Ельчибаевой и М. Джуманиязову.
Организаторы фестиваля на протяжении его существования стремятся познакомить казахстанского зрителя с ведущими классическими хореографическими школами ближнего и дальнего зарубежья. На этот раз были приглашены первая солистка Михайловского театра Светлана Бедненко (Россия) и премьер Национальной оперы Украины Станислав Ольшанский (Украина).
Перед началом фестиваля в галерее Arte (в фойе ГАТОБа им. Абая) состоялась пресс-конференция, в которой приняли приглашенные на фестиваль звезды балета, главный балетмейстер ГАТОБа им. Абая Гульжан Туткибаева, основатель и президент компании «Konokbaev Group» Нурлан Конокбаев и солистка балетной труппы, дочь У. Мирсеидова Наргиз Мирсеидова. На пресс-конференции были озвучены различные вопросы гостям и организаторам. На вопрос главного редактора журнала «Qazaq Ballet» том, с какими из хореографов они работали и с какими хотелось бы поработать, они ответили: «У меня есть огромное желание попробовать себя в современной хореографии, потому пока что довелось танцевать немного подобного. К нам в Киев приезжал хореограф Рикардо Амаранте. Он поставил балет “Touch of illusion”. С ним было приятно работать: насколько насыщен внутренне Рикардо, настолько насыщены и его спектакли. Хочется многому научиться у него через его хореографию. Планы есть, и есть стимул двигаться вперед», — сказал Станислав Ольшанский.
Светлана Бедненко, работавшая когда-то с У. Мирсеидовым, сказала: «В свое время я служила в театре Бориса Яковлевича Эйфмана. У него очень интересная современная хореография. Теперь я танцую в Михайловском театре. Сейчас к нам вернулся Начо Дуато. С ним работать — огромное удовольствие. У него свое видение современной хореографии. В следующем году Н. Дуато планирует поставить балет “Кармен” и мне бы очень хотелось станцевать одноименную партию».
На пресс-конференции также состоялась презентация специального выпуска научно-популярного журнала «Qazaq Ballet», посвященного У. Мирсеидову. Над осуществлением этой идеи работали Н. Мирсеидова, сын У. Мирсеидова Т. Атаулла, Н. Конокбаев, Р. Даиров, дизайнер Т. Гекова, фотограф А. Некрасов. В интервью с автором статьи главный редактор журнала Д. Уразымбетов рассказал о процессе его создания: «Мне приятно, когда ученики прикладывают усилия в память о своем педагоге, что и сделали Нурлан с Рахимом. Мы тщательно отбирали материал с Наргиз. Часть воспоминаний взята из ее магистерской диссертации, над которой она работала со своим научным руководителем Л. А. Жуйковой в КазНАИ им. Т. К. Жургенова. Другую часть интервью Наргиз взяла специально для журнала. Трудно было сокращать тексты, потому что многое казалось важным, но мы старались убирать повторы. Его сын Темирлан Атаулла собрал и подготовил к печати фотографии, а Алексей Некрасов их отреставрировал. После этого начался сложный процесс дизайна и верстки с Татьяной Гековой. Работа велась на расстоянии, но итог получился достаточно хорошим и приятным» [2].
Поделилась своими впечатления о выпуске журнала и Н. Мирсеидова. «Для меня было тяжело работать над этим журналом именно в эмоциональном плане. Когда ты читаешь, ты пропускаешь все через себя, всплывают все воспоминания. Плюс ко всему люди с такой теплотой пишут и говорят о нем, что просто невозможно не проникнуться этими словами. Это было очень тяжело, но мы справились» [3].
Вечером 26 октября фестиваль открылся спектаклем «Лебединое озеро» П. Чайковского. Главный балетмейстер ГАТОБ им. Абая Г. Туткибаева сказала на пресс-конференции: «Это абсолютно знаковый спектакль. Он известен во всем мире, любим всеми, даже теми, кто особо не знаком с балетным искусством. Для этого балетного сезона организаторы выбрали балеты П. Чайковского “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”. Это вершина классической музыки и вершина хореографии Петипа. На них все танцовщики растут и совершенствуются. Это спектакли, которыми восхищаются уже несколько веков, и, я думаю, не перестанут восхищаться.
Спектакль прошел с вдохновением. Оно присутствовало и у приезжих гостей, и у казахской труппы. Эмоциональный подъем, желание выразить почтение и отдать дань памяти У. Мирсеидову, теплые овации зрителей сопровождали вечер.
Этот балетный фестиваль событие как для зрителей, так и для артистов. Сейчас время современных технологий, все, что нужно, можно найти в интернете, но хореографическое искусство основано на передаче опыта и мастерства “из рук в руки, из ног в ноги”. Поэтому такие события очень важны. Г. Туткибаева подчеркивает, что помимо классического репертуара, которым достаточно богат ГАТОБ им. Абая, хотелось бы видеть на сцене еще и современную хореографию, открывая для алматинского зрителя новые танцевальные стили: «Мы уже начали работать над этой задачей, ищем интересных хореографов, интересные темы. Это совсем непросто, но мы хотим двигаться в этом направлении, надеюсь, у нас получится. Будем стараться радовать наших зрителей именно разнообразием репертуара и чтобы наши артисты раскрывались в совершенно разных и необычных качествах и амплуа» [4].
Н. Мирсеидова приняла участие и в организации настоящего мероприятия: «Нурлан и Рахим сообщили мне об идее посвятить фестиваль моему отцу. Я, конечно, согласилась, мы сразу принялись за работу, и сделали все, что могли. Нурлан и Рахим являются одними из самых успешных учеников моего отца. Ребята приложили все свои силы для организации этого фестиваля. Это на самом деле очень трепетно, что они помнят своего педагога.
Каждый считает своего отца самым лучшим, я не боюсь говорить, что мой папа — самый лучший. Он для меня был не только отцом, но и педагогом. Он сумел выстроить ту грань между педагогической деятельностью и родительской, когда мы в репетиционном зале и когда мы находимся дома в домашней обстановке. У нас были совсем разные отношения и никогда одно не переходило в другое. Сейчас я понимаю, как он смог тонко выстроить поведенческую линию. Он обладал невероятным чувством юмора. Его фразы передаются из уст в уста, можно сказать они стали “крылатыми” у нас среди балетных артистов. Папа на все смотрел философским взглядом, но не грустным, а светлым. Он был позитивным человеком. Сейчас вспоминаю, если он учил чему-либо, он не говорил это назидательным тоном, он мог донести это какими-то нацеливающими фразами, какими-то поступками. Я только сейчас понимаю, что он хотел донести до меня. Очень жаль, что осознание приходит после того, как человек уже ушел» [3].
После завершения двух фестивальных дней мы поговорили с приглашенными артистами балета: «Я только что говорил всем “Спасибо!» Здесь у вас невероятная атмосфера и это очень сильно чувствуется. Здесь не только “горячий” зритель, но и сами артисты, чувствуется контакт с ними. Когда идет спектакль, сцена действительно живет, а не просто артисты выходят сделать несколько “па”. Два дня я проживал роль Зигфрида, и я очень рад этому», — поделился впечатлениями С. Ольшанский [5].
У второй гостьи С. Бедненко, было по-особенному ответственное и трепетное отношение к этому мероприятию, так как она была лично знакома с У. Мирсеидовым: «На самом деле я очень долго ждала приезда к вам в Алматы. На протяжении трех лет “Konokbaev group” меня приглашал, но из-за плотной занятности в Михайловском театре, у меня не было возможности приехать. Поэтому для меня это такой долгожданный приезд. Для меня было волнительно выступать, потому что этот фестиваль посвящен памяти большого педагога Улану Мирсеидову. Мы помним, любим и дорожим воспоминаниями о нем. То, что компания “Konokbaev group” сделала такой фестиваль — это большое дело. Для нас особая честь участвовать в нем. “Лебединое озеро” один из моих самых первых ведущих спектаклей, а один из моих самых любимых и близких по духу партий — Одетта-Одиллия. Я над этим балетом работала с очень многими великими педагогами. Каждый педагог привнес свои нюансы. Спасибо зрителям, артистам театра ГАТОБ им. Абая» [6].
Публика действительно тепло принимала зарубежных гостей на протяжении двух фестивальных дней. Каждый выход солистов сопровождался восторженными аплодисментами, а исполнение сольных вариаций вызывал бурные овации. Не оставили зрителей равнодушными красивейшие картины лебединой стаи на берегу озера, танцевальные вариации маленьких и больших лебедей, исполненные балетной труппой ГАТОБа им. Абая. Зритель совершил увлекательное путешествие во времени, чему содействовала и музыка П. Чайковского.
Другие партии исполнили солисты ГАТОБа им. Абая: Ротбарт — А. Аскаров, Н. Пенья (второй день), Шут — А. Мурзакулов, pas de trois — А. Хасимото, М. Джуманиязов, М. Давлетова (первый день), Д. Батырханова (второй день), Владетельна принцесса —Н. Кребаева, Наставник — У. Баденов. Ведущий солист А. Аскаров поделился своими впечатлениями так: «Компания “Konokbaev group” взяла на себя большую ответственность, и я считаю, что они справились с этим. Это большое достижение в области культуры — посвящать спектакли великим людям хореографического искусства. Всегда приятно, когда приезжают артисты из-за рубежа. У нас есть возможность увидеть их школу, полюбоваться ими, научиться чему-либо у них» [7].
Яркого солиста Асета Мурзакулова публика встречала особыми овациями: он покорял не только своим техническим мастерством, но и недюжинными актерскими способностями (интервью с ним см. здесь: Жить по строгим правилам балета). На сцене его отличало и то, что он был учеником У. Мирсеидова. В интервью с нами он поделился своими впечатлениями: «У нас в последний раз подобное происходящему мероприятие было в 1998 или 1999 году “Приз традиций”, когда его организовывал Союз хореографов Казахстана. После этого, по-моему, ничего подобного не было. Сейчас это делают наши друзья — “Konokbaev group”. Это не первый их проект, с каждым годом они все лучше и лучше, благодаря им к нам приезжают хорошие солисты. Мы многому учимся у них, у нас происходит творческий подъем и подпитка. Улан Атауллаевич — это человек, про которого нельзя сказать в двух словах. Я горд тем, что мы работали с ним вместе. Он готовил нас к конкурсам, куда мы ездили с Рахимом и Нурланом. Это был разносторонний человек, очень мудрый. В работе он был жестким, потому что наша профессия такая, что если ты будешь мягок с учениками, то не добьешься результатов. Все, чего мы достигли сейчас — его заслуга. Нурлан и Рахим тоже были успешными артистами балета, Нурлан был звездой, завоевывал призовые места в хореографических конкурсах. Сейчас он успешный бизнесмен, это, мне кажется, заслуга Улана Атауллаевича. Он смог направить Нурлана в правильное русло. Такие люди, как У. Мирсеидов рождаются редко. Мы помним все, что он нам говорил, советовал, и стараемся передать следующему поколению» [8].
Следует отметить талант танцовщика Н. Конокбаева в области менеджмента культуры, ярко проявившийся в организации фестиваля, подборе репертуара и исполнителей. «У нас очень жесткий отбор приглашаемых звезд, потому что мы сами профессиональные артисты балета и знаем кто, к каким партиям больше подходит. Например, на роль Зигфрида мы не можем пригласить Ивана Васильева, он гротесковый исполнитель, и больше подходит на Базиля в “Дон Кихоте”. Мы всегда смотрим, анализируем, зондируем. Сегодня мы можем спокойно найти какого-либо артиста в интернете и посмотреть его выступления. Иногда если артист очень важен для нас, и проект очень значимый мы специально летим и посещаем этот театр и смотрим спектакли в исполнении тех или иных артистов. И когда мы приезжаем, артисты понимают, что это у нас очень ответственный подход, и что наши намерения вполне серьезные. Бывает, что некоторые из-за неосведомленности с опаской относятся к приглашению в Казахстан, к примеру, в Америке, в Европе. Но сейчас это все стирается, потому что у нас все больше и больше проходят подобные высокоуровневые мероприятия» [1].
Одной из сложностей у организаторов было объединить в один день артистов балетной труппы театра ГАТОБа им. Абая с приглашенными звездами. Но организаторские способности Н. Конокбаева, приобретенные им на протяжении нескольких лет, позволили ему успешно все совместить: «Это очень колоссальный труд, потому что мы несем большую ответственность перед зрителями. Потому что в любой момент может произойти какой-либо форс-мажор. Буквально вот вчера заявленный артист балета не смог прилететь по состоянию здоровья. Люди купили билеты на этого человека, а его нет. И нам надо за короткий срок найти выход из ситуации, чтобы не испортить репутацию нашей компании и не потерять доверие зрителя. К счастью на нашу просьбу откликнулся премьер Национальной оперы Украины С. Ольшанский. Ребята — просто молодцы, учитывая то, что они встретились буквально за один день, они справились» [1].
Фестивальные показы проходили в сопровождении симфонического оркестра театра под руководством дирижера Ерболата Ахмедьярова. Мы смогли побеседовать с ним о репетиционных процессах, о тонкостях работы с балетмейстерами, солистами и артистами балета: «Впечатления только положительные. Когда мы работаем со своими штатными солистами, балеринами это одно, а когда работаем с приглашенными артистами другое. Они с собой приносят частичку своей постановки в своем исполнении. На репетициях мы выясняем, какие моменты как играть, высказываем пожелания друг другу, договариваемся. На первой репетиции, что солист, что солистка ждали меня, а я ждал их. Я им говорю: “Вы начинайте, а я вам все сделаю, не смотрите на меня”. Е. Ахмедьяров вспомнил, что когда он пришел в театр, еще работал У. Мирсеидов. Он ходил в репетиционный зал, наблюдал за работой педагога, который показывал все артистам: от тончайших нюансов и позировок до воплощения образа на сцене. Дирижер продолжает: «Сразу было все понятно, не только артисту балета, но и мне. Он никогда на оркестровой репетиции не подходил ко мне. Потому что все было заранее оговорено. В редких случаях он подходил перед началом, что-либо говорил о предстоящей репетиции и больше не подходил. Мы очень много беседовали. Он делился интересными воспоминаниями, шутил, рассказывал анекдоты. При чем рассказывал с очень серьезным видом, от чег становилось еще смешнее. Потом, когда он видит, что мы все “полумертвые”, только после этого мог сам посмеяться» [9].
У. Мирсеидов в любой ситуации оставался интеллигентен. Даже когда работал в массе никогда не повышал голос, спокойно объяснял. Он преподавал в училище, а в театре работали все его воспитанники оттуда. Все его знали, как он ведет урок, что он скажет примерно.
Первые дня фестиваля остались ярким событием в современной театральной культуре Алматы. Подобные мероприятия способствуют установлению новых творческих связей между артистами, балетными труппами. Артисты казахстанских театров имеют возможность увидеть особенности разных хореографических школ, перенять исполнительский опыт, что влияет на обогащение профессионального мастерства. Зрители и гости Алматы в ноябре и декабре увидели на сцене ГАТОБа им. Абая балеты П. Чайковского «Спящая красавица», «Щелкунчик», где ведущие партии исполнили мировые звезды, приглашенные компанией «Konokbaev Group».
Список бесед:
1. Молдалим Т. Ж. Беседа с Н. Конокбаевым. — Алматы, 2019. — 27 октября.
2. Молдалим Т. Ж. Беседа с Д. Уразымбетовым. — Алматы, 2019. — 31 октября.
3. Молдалим Т. Ж. Беседа с Н. Мирсеидовой. — Алматы, 2019. — 27 октября.
4. Молдалим Т. Ж. Беседа с Г. Туткибаевой. — Алматы, 2019. — 27 октября.
5. Молдалим Т. Ж. Беседа с С. Ольшанским. — Алматы, 2019. — 27 октября.
6. Молдалим Т. Ж. Беседа с С. Бедненко. — Алматы, 2019. — 27 октября.
7. Молдалим Т. Ж. Беседа с А. Аскаровым. — Алматы, 2019. — 27 октября.
8. Молдалим Т. Ж. Беседа с А. Мурзакуловым. — Алматы, 2019. — 27 октября.
9. Молдалим Т. Ж. Беседа с Е. Ахмедьяровым. —Алматы, 2019. — 27 октября.
Фотографии Хорлан Мукашевой и Айжан Исабаевой.
Ссылка для цитирования:
Молдалим Т. Ж. Фестиваль балета в Алматы, посвященный Улану Мирсеидову // Qazaq Ballet — интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана / URL: https://qazaqballet.kz/festival-baleta-…ulanu-mirseidovu/ (Дата обращения: 00.00.0000).